«Путешествие на болото»
Цель: закрепление умения четко произносить звук [Л] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- учить подбирать слова-антонимы;
- закреплять умение выделять позицию звука в слове;
- развивать фонематический слух;
- воспитывать умение работать в паре.
Оборудование. Демонстрационные картинки (болото, море, река); рисунки четырех лягушек с разными артикуляционными укладами (губы овалом, губы кружочком, губы трубочкой, губы в улыбке); аудиозапись «Звуки природы» (болото), шапочки лягушек по количеству детей, предметные картинки к игре «Разложи по полочкам» со звуком [Л] в трех позициях (начало, середина, конец слова); «чудесный мешочек» с атрибутами (яблоко, ложка, клубок, кукла, лак, слоник); мяч, изображения лягушек без губ, вырезанные из самоклеющейся пленки, маркеры.
Ход занятия.
Логопед. Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости и они улыбаются нам. И вы улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Я предлагаю отправиться в путешествие, а куда вы узнаете, если найдете слово со звуком [Л]. (обращаю внимание на картинки (море, река, болото)) Да, правильно, на болото. И во время путешествия мы будем правильно и четко произносить звук [Л].
Для того, чтобы попасть на болото нужно закрыть глаза и повернуться вокруг себя. Глазки закрывайте, 1-2-3 — повернись, на болоте очутись (включается запись звуков природы).
Ребята, глазки открывайте и посмотрите, нас встречают лягушки. Эта лягушка, у которой губки «кружочком» поет «ла-ла-ла».
Эта лягушка, у которой губки «трубочкой» поет «лу-лу-лу».
Эта лягушка, у которой губки «овалом» поет «ло-ло-ло».
Эта лягушка, у которой губки «в улыбке» поет «лы-лы-лы».
Ребята, давайте вспомним, какие песенки пели лягушки. А теперь вместе повторим эти песенки тихо, громко, шепотом, радостно, удивленно.
А сейчас вы сами превратитесь в лягушек.
Глазки закрывайте. 1-2-3 — повернись и в лягушек превратись (одеть шапочки).
Лягушки очень любят прыгать. Если услышите слог пла в словах, подпрыгните, если нет, покачайте головой.
Плакат, плавать, плут, пластилин, оплата.
Если услышите слог сла в словах, подпрыгните, если нет покачайте головой.
Слава, весла, случай, сладость.
Попрыгали лягушата и очень проголодались. А вы знаете, чем питаются лягушки?
Да, комарами. А у нас не простые комары, а слова-комарики. Слушайте внимательно. Как услышите в слове-комарике звук [Л], хлопайте руками, ловите его.
- лодка-ложка-кошка
- палка-банка-балка
- стол-стул-стук
Ребята, мы с вами в гости пришли, но посмотрите какой здесь беспорядок, все разбросано. Давайте поможем лягушкам навести порядок, разложим все по полочкам. На верхнюю полку мы поставим те картинки, в которых звук [Л] стоит в начале слова. На среднюю те, в которых звук [Л] стоит в середине слова, и на нижнюю те, в которых звук [Л] в конце слова.
Проверим, все ли правильно мы сделали.
Лягушки очень любят играть в игру «Скажи наоборот» Поиграем? (с мячом) Я буду начинать предложение, а вы заканчивать подходящим по смыслу словом.
Чай горячий, а мороженое …
Перышко легкое, а гиря …
Тетрадь тонкая, а книга …
Великан сильный, а Дюймовочка …
Собака сытая, а волк …
Заяц трусливый, а лев …
Ой, ребята, посмотрите, что это? (находим мешочек) Посмотрим что там? Доставайте предметы по одному, называйте их, четко произнося звук [Л], и кладите на стол.
Выберите какой-либо предмет и придумайте с ним предложение.
Наше путешествие подходит к концу. Глазки закрывайте, 1-2-3- повернись и в ребят превратись. (Обращаю внимание на лягушат, у которых нет губ). Если вам понравилось путешествие, нарисуйте веселую лягушку, если нет, то грустную.
Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Вы были внимательны, активны, старались четко и правильно произносить звук [Л]. И на память об этом путешествии можете взять себе ваши наклейки с лягушатами.
Паламодова Елена Владимировна,
учитель-логопед МОУ «Детский сад
комбинированного вида № 28
«Золотой ключик» г. Котлас