Конспект фронтального логопедического занятия (подготовительная группа)
II период обучения.
Тема: Знакомство с буквой С.
Тип:
- занятие по овладению грамотой.
Цель:
- познакомить с буквой С.
Задачи:
- развивать операции фонематического анализа и синтеза;
- развивать фонематические представления;
- развивать графические навыки;
- развивать навык чтения слогов и слов;
- развивать общую и мелкую моторику;
- проводить профилактику дисграфии;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать внимание, память, мышление.
Оборудование:
- компьютер, проектор, презентация, тетради по числу детей, цветные карандаши, цветные фишки, листы с заданием по числу детей, куски шерстяной нитки по числу детей.
I. Организационный момент.
Игра «Кто раньше сядет».
Дети выстраиваются в одну линию вдоль стены. Логопед делит детей на две равные команды.
Л.: Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее занятие мы начнем с соревнования: какая команда быстрее сядет на места. Садится только тот, кто придумает и назовет слово: в первой команде со звуком [с], во второй – со звуком [с’]. Повторять слова нельзя. Кто придумал – поднимаем руку.
Дети называют слова и рассаживаются. Логопед выражает одобрение победившей команде.
II. Ход занятия.
1. Фонематический анализ слова. Развитие зрительного восприятия. Развитие фонематических представлений.
Л.: Посмотрите на картинки. Найдите картинку, в названии которой есть звук [с].
Д.: Слон.
Л.: Правильно. Это слон. В каком месте стоит звук [с] в этом слове? В начале, середине или конце?
Д.: В начале.
Л.: Правильно. Назовите мне последний звук в этом слове. Первый звук. Третий звук. Какой звук стоит между [с] и [о]? Сколько гласных звуков в этом слове? Какой это звук? Какой фишкой его обозначаем? Сколько согласных звуков? Назовите их по порядку. Каким цветом будем обозначать первый звук в этом слове? Последний? Второй?
Логопед раздает детям фишки.
Выложите из фишек слово «слон».
2. Объявление темы занятия. Беседа «На что похожа буква С»?
Л.: С какого звука начинается слово «сани»?
Д.: Со звука [с].
Л.: А с какого звука начинается слово «сено»?
Д.: Со звука [с’].
Л.: Правильно. Звуки [с] и [с’] мы можем слышать и произносить. А на письме эти звуки обозначаются буквой С. Как вы думаете, это гласная буква или согласная? Почему?
Д.: Буква С – согласная, потому что она обозначает согласные звуки, которые не поются и не тянутся.
Л.: Правильно Давайте рассмотрим эту букву внимательно. На что она похожа?
Д.: На месяц, на половинку овала.
Л.: Правильно. Посмотрите на картинку.
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
В. Степанов
- Куда должен смотреть полумесяц, чтобы получилась буква С: вправо или влево?
Д.: Вправо.
Л.: Правильно. Буква С обращена вправо. Посмотрите на следующую картинку. Что надо сделать с бубликом, чтобы он стал похож на букву С?
Д.: Надо откусить кусочек.
Л.: С какой стороны надо откусить?
Д.: С правой стороны.
Л.: Правильно. Давайте посмотрим, что получилось. Получилась буква С. Из скольких элементов состоит эта буква?
Д.: Буква С состоит из одного элемента – дуги.
Л.: Правильно. С какой стороны находятся концы этой дуги – слева или справа?
Д.: Справа.
Л.: Да. Концы дуги – справа, а ее спинка выгибается влево.
3. Порядок написания буквы С.
Л.: А теперь мы напишем в воздухе большую букву С указательным пальцем правой руки. Приготовили пальцы. Посмотрите на картинку. Начинаем писать букву сверху, дальше ведем дугу влево, закругляем, ведем вниз и вправо.
А теперь точно так же напишите букву С в воздухе сами.
4. Выкладывание из веревочки буквы С.
Логопед раздает детям куски шерстяной нитки.
Л.: Выложите на столе букву С из нитки.
Логопед проходит, проверяет и собирает нитки.
Замечательно. Теперь мы поселим букву С в наш домик букв.
5. Чтение слогов и слов со звуком С.
Л.: Прочитайте слоги.
6. Кто слепил снеговика?
- Посмотрите на картинку и прочитайте, кто слепил снеговика.
7. Физминутка.
Логопед приглашает детей на ковер.
Бабочка летала,
Над цветком порхала (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)
Села, посидела и нектар поела (присесть, покачать головой вниз — вверх)
Два своих больших крыла
Опустила, подняла (встать опустить и поднять выпрямленные руки)
Полетела дальше,
Чтобы мир был краше (медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз)
Повторить 2 раза.
Затем дети рассаживаются на места.
8. «Исправь Незнайкины ошибки». Корректурная проба.
Логопед раздает детям карандаши и листы с заданием.
Л.: Незнайка писал букву С. Он очень спешил и поэтому сделал много ошибок. Давайте их исправим. Возьмите простой карандаш. Каждую правильно написанную букву С обведите в кружок, а каждую неправильную – зачеркните крестиком.
Молодцы! Среди вас нет незнаек. Вы хорошо запомнили, как пишется буква С.
9. Найди и раскрась.
Найдите на картинке букву С и раскрасьте ее синим цветом.
10. Работа в тетрадях.
Обведите простым карандашом три буквы С. Допишите строчку самостоятельно.
11. Раскрась только те колбаски, которые похожи на букву С. Соедини их с собачкой.
12. Найди место согласного звука [с] и определи, твердый он или мягкий. Подпиши букву С под нужным кружком.
Логопед проходит, проверяет задания и собирает тетради.
III. Итог занятия.
Л.: С какой буквой мы сегодня знакомились?
Д.: С буквой С.
Л.: Какие звуки она может обозначать?
Д.: Звуки [с] и [с’].
Л.: Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали.
Терентьева Наталия Анатольевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ СП «Детский сад «Колосок»
Россия, Самарская область, Хворостянский район,
с. Хворостянка