Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Существует следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, а если развитие движений пальцев отстает, то речевое развитие задерживается.
Хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы, рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук и кистей. Даже самые незначительные нарушения моторики кистей рук и пальцев оказывают неблагоприятное влияние на развитие речи и успеваемость ребенка.
Нарушение письма (дисграфия) составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Немецкий философ говорил, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. Исследование современных физиологов подтвердили тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях. Это доказывает тот факт, что утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы.
Психотерапевтический прием, при котором надо мысленно сосредоточиться на кистях, вызвать ощущение тепла в них, через центральную нервную систему оказывает благотворное воздействие на весь организм, позволяет расслабиться, снять напряжение.
Для обследования тонкой моторики у первоклассников действия с предметами при поступлении на логопункт давались следующие задания:
- выложить узор из мозаики;
- самостоятельно отстегнуть и застегнуть пуговицы;
- чертить карандашом вертикальные и горизонтальные линии;
- нанизывание бусинок на иголку (бусинки мелкие, средние, крупные);
- укладывать в коробку левой и правой рукой спичечные палочки, размером 5 см и 7-8 см.
Для обследования тонких движений пальцев рук необходимо определить качество и степень дифференцированности движений. Это обследование проводится примерно в следующем порядке:
- предлагают детям сжать пальцы в кулак, загнуть каждой из пальцев попеременно, на правой и на левой руке соединить пальцы одной руки с пальцами другой и т.д.
Из анамнестических данных уточняются:
- речевое развитие ребенка от рождения до 3-х лет;
- особенности развития локомоторных и статических функций;
- развитие манипулятивной деятельности;
- наличие навыков самообслуживания в школе и дома.
Большое значение имеет рисование, оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов.
Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. Детям надо одновременно освоить графические и стилистические навыки. Каждый из них требует от ребенка значительных усилий.
Развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. Работа по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей проводится регулярно.
В первую очередь, большое внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся, который определяет специфические методы коррекционных воздействий.
Анализируется данные медицинских документов, в беседе с родителями выясняются особенности постнатального периода, раннего развития ребенка.
Учащиеся с недоразвитием моторики кистей рук на уроках письма быстро утомляются, у них неокрепший позвоночник, недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки, тонкая и точная координация движений.
Из общепринятых и общепризнанных видов графических заданий для развития мелкой моторики рук являются дорисовка, обводка предметов из пластмассы, лекал, рисование простого предмета или орнамента по шаблону.
Во время письма или в конце детям рекомендуется расслабить мышцы, изменить позу. Для этого приходят на помощь физминутки. Они бывают разные и учитель проводит их по своему усмотрению. Это могут быть речевые упражнения с движениями или просто физкультурные упражнения для кистей рук в течении 1-2 минут.
Дети, поступившие в первый класс, не могут длительное время держать карандаш и ручку. Быстро утомляются и отказываются от письма. У них не хватает мускульной натренированности. Для этого нужно развитие мускульной памяти. Дети штрихуют, обводят предметы, которые они нарисовали или построили с помощью трафаретов. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируется творческие способности учащихся. В результате овладения штриховкой постепенно исчезает напряжение мускулатуры руки.
В работе по развитию тонкой моторики рук большую роль играет ритмическая организация движения, которая оказывает положительные действия на развитие слуходвигательной и слухозрительно-двигательной координации.
Детям дается следующая инструкция: «Я хлопну 1 раз – ты поднимешь одну руку, я хлопну 2 раза – подними 2 руки». Затем задание усложняется: «Я стукну 1 раз – поднимешь руку, я хлопну 2 раза – поднимешь 2 руки».
Пальцевая гимнастика проводится в начале или в середине логопедических занятий (сжимание, разжимание пальцев).
Упражнение «Погладим котенка» — плавные имитирующие движения (3-5 раз).
Упражнение «Веселые маляры» — синхронные движения кистей обеих рук, вверх-вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3-5 раз) и т. д.
Успешно пользуются игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек: игры «Пальцы умеют говорить», «Пальчик-мальчик», «Сидит белка», «Про сороку», «Этот пальчик» и т. д. Все эти игры заключаются в поочередном разгибании пальцев левой руки, а правая рука в соответствии загибает пальцы левой руки.
Огромную роль играют народные игры на пальчиках поочередным сгибанием и разгибанием. Наряду с этими играми для тренировок тонких движений пальцев рук используются разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
- кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (пальчики здороваются);
- упражнения «Крыша», «Башня», «Дом», «Дверь», «Ворота», «Стул», «Кресло», «Стол», «Две разговаривают» и т. д.
Для занятия нужны учебные карандаши, фломастер, флажки, палочки, рисовая, перловая, гречневая крупы, пуговицы, лепестки шишек, вышивание по отмеченным ломанным линиям, точкам.
На логопедических занятиях в первом классе МБОУ «БНОШ» уделяется большое внимание играм на развитие моторики рук. Они используются совместно с нетрадиционными технологиями: пескотерапией, сказкотерапией, изотерапией и массажем.
Простой точечный массаж и надавливание имеют огромное значение для укрепления мыщц.
Общеукрепляющие упражнения, сгибание, прогибание пальцев, круговые движения с орехами можно выполнять почти на каждом занятии. Дети, массируя пальцы рук, нормализуют функции различных внутренних органов – восточные ученые наглядно доказали рефлекторную связь каждого пальца руки с определенным органом.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга ребенка. Одна из главных задач на первом году обучения – коррекция недоразвития мелкой моторики, которая обеспечивает хороший почерк, хорошую память, речь.
Атласова Ксения Борисовна,
учитель надомного обучения МБОУ
«Бердигестяхская начальная общеобразовательная школа»
МР «Горный район» РС(Я) с. Бердигестях