Коррекция недоразвития мелкой моторики на первом году обучения

Коррекция недоразвития мелкой моторикиСпециальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Существует следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, а если развитие движений пальцев отстает, то речевое развитие задерживается.

Хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы, рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук и кистей. Даже самые незначительные нарушения моторики кистей рук и пальцев оказывают неблагоприятное влияние на развитие речи и успеваемость ребенка.

Нарушение письма (дисграфия) составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Немецкий философ говорил, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. Исследование современных физиологов подтвердили тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях. Это доказывает тот факт, что утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы.

Психотерапевтический прием, при котором надо мысленно сосредоточиться на кистях, вызвать ощущение тепла в них, через центральную нервную систему оказывает благотворное воздействие на весь организм, позволяет расслабиться, снять напряжение.

Для обследования тонкой моторики у первоклассников действия с предметами при поступлении на логопункт давались следующие задания:

- выложить узор из мозаики;

- самостоятельно отстегнуть и застегнуть пуговицы;

- чертить карандашом вертикальные и горизонтальные линии;

- нанизывание бусинок на иголку (бусинки мелкие, средние, крупные);

- укладывать в коробку левой и правой рукой спичечные палочки, размером 5 см и 7-8 см.

Для обследования тонких движений пальцев рук необходимо определить качество и степень дифференцированности движений. Это обследование проводится примерно в следующем порядке:

- предлагают детям сжать пальцы в кулак, загнуть каждой из пальцев попеременно, на правой и на левой руке соединить пальцы одной руки с пальцами другой и т.д.

Из анамнестических данных уточняются:

- речевое развитие ребенка от рождения до 3-х лет;

- особенности развития локомоторных и статических функций;

- развитие манипулятивной деятельности;

- наличие навыков самообслуживания в школе и дома.

Большое значение имеет рисование, оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов.

Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. Детям надо одновременно освоить графические и стилистические навыки. Каждый из них требует от ребенка значительных усилий.

Развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. Работа по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей проводится регулярно.

В первую очередь, большое внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся, который определяет специфические методы коррекционных воздействий.

Анализируется данные медицинских документов, в беседе с родителями выясняются особенности постнатального периода, раннего развития ребенка.

Учащиеся с недоразвитием моторики кистей рук на уроках письма быстро утомляются, у них неокрепший позвоночник, недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки, тонкая и точная координация движений.

Из общепринятых и общепризнанных видов графических заданий для развития мелкой моторики рук являются дорисовка, обводка предметов из пластмассы, лекал, рисование простого предмета или орнамента по шаблону.

Во время письма или в конце детям рекомендуется расслабить мышцы, изменить позу. Для этого приходят на помощь физминутки. Они бывают разные и учитель проводит их по своему усмотрению. Это могут быть речевые упражнения с движениями или просто физкультурные упражнения для кистей рук в течении 1-2 минут.

Дети, поступившие в первый класс, не могут длительное время держать карандаш и ручку. Быстро утомляются и отказываются от письма. У них не хватает мускульной натренированности. Для этого нужно развитие мускульной памяти. Дети штрихуют, обводят предметы, которые они нарисовали или построили с помощью трафаретов. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируется творческие способности учащихся. В результате овладения штриховкой постепенно исчезает напряжение мускулатуры руки.

В работе по развитию тонкой моторики рук большую роль играет  ритмическая организация движения, которая оказывает положительные действия на развитие слуходвигательной и слухозрительно-двигательной координации.

Детям дается следующая инструкция: «Я хлопну 1 раз – ты поднимешь одну руку, я хлопну 2 раза – подними 2 руки». Затем задание усложняется: «Я стукну 1 раз – поднимешь руку, я хлопну 2 раза – поднимешь 2 руки».

Пальцевая гимнастика проводится в начале или в середине логопедических занятий (сжимание, разжимание пальцев).

Упражнение «Погладим котенка» — плавные имитирующие движения (3-5 раз).

Упражнение «Веселые маляры» — синхронные движения кистей обеих рук, вверх-вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3-5 раз) и т. д.

Успешно пользуются игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек: игры «Пальцы умеют говорить», «Пальчик-мальчик», «Сидит белка», «Про сороку», «Этот пальчик» и т. д. Все эти игры заключаются в поочередном разгибании пальцев левой руки, а правая рука в соответствии загибает пальцы левой руки.

Огромную роль играют народные игры на пальчиках поочередным сгибанием и разгибанием. Наряду с этими играми для тренировок тонких движений пальцев рук используются разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

- кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (пальчики здороваются);

- упражнения «Крыша», «Башня», «Дом», «Дверь», «Ворота», «Стул», «Кресло», «Стол», «Две разговаривают» и т. д.

Для занятия нужны учебные карандаши, фломастер, флажки, палочки, рисовая, перловая, гречневая крупы, пуговицы, лепестки шишек, вышивание по отмеченным ломанным линиям, точкам.

На логопедических занятиях в первом классе МБОУ «БНОШ» уделяется большое внимание играм на развитие моторики рук. Они используются совместно с нетрадиционными технологиями: пескотерапией, сказкотерапией, изотерапией и массажем.

Простой точечный массаж и надавливание имеют огромное значение для укрепления мыщц.

Общеукрепляющие упражнения, сгибание, прогибание пальцев, круговые движения с орехами можно выполнять почти на каждом занятии. Дети, массируя пальцы рук, нормализуют функции различных внутренних органов – восточные ученые наглядно доказали рефлекторную связь каждого пальца руки с определенным органом.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга ребенка. Одна из главных задач на первом году обучения – коррекция недоразвития мелкой моторики, которая обеспечивает хороший почерк, хорошую память, речь.

Атласова Ксения Борисовна,
учитель надомного обучения МБОУ
«Бердигестяхская начальная общеобразовательная школа»
МР «Горный район» РС(Я) с. Бердигестях

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Речевые игры для всей семьи Речевые игры для всей семьи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.