На круглом столе логопеда с родителями обсуждается проблема готовности детей подготовительной группы ДОУ к обучению в школе. Представлены вопросы к анкете для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?», вопросы теста на определение уровня психосоциальной зрелости, даны рекомендации родителям по сохранению здоровья младших школьников и их успешной адаптации к обучению.
Цель круглого стола:
- Обсудить проблему готовности детей подготовительной группы ДОУ к обучению в школе.
Задачи:
- Создать творческое пространство для сотрудничества родителей и педагогов ДОУ.
- Привлечь родителей к активному участию в подготовке детей к школе.
- Дать практические рекомендации по подготовке детей к школе.
- Дать установку на постоянное взаимодействие родителей и педагогов.
- Выяснить отношение родителей к тому, готовы ли они отдать своего ребёнка в школу.
- Предложить тесты для определения готовности детей к школе.
Оборудование: листы бумаги, авторучки, анкета, тесты.
Участники круглого стола: родители и педагоги ДОУ.
Ход мероприятия.
1. Родители и педагоги ДОУ сидят вокруг столов.
Учитель-логопед: «Мы собрались в непринуждённой обстановке за круглым столом, чтобы обсудить проблему готовности наших детей к школе. Не за горами тот день, когда дети покинут стены детского сада и вступят в следующий этап своей жизни – будут учиться в школе. И вся наша деятельность как педагогов и ваша как заботливых родителей, направлена на то, чтобы избежать многих проблем в школе. И начинаем мы эту работу в старшей группе.
Как определяется готовность ребенка к школе? Готовность к школе определяется объёмом знаний, сформированными умениями и навыками, полученными в подготовительной группе и дома.
Это следующие знания и умения:
- умение считать в пределах десятка и обратно,
- знание своего адреса,
- знание дня рождения и имён родителей,
- хорошо различать цвета и их оттенки,
- величину,
- знать геометрические фигуры,
- владеть временными и пространственными понятиями,
- иметь развитую речь,
- физически быть крепким.
Очень важна и психологическая готовность к школе, сформированность тех психологических качеств, которые позволяют перейти к школьному обучению.
Без этого малыш учиться в школе не сможет. Ему придётся срочно «психологически дозревать» уже в процессе обучения, что приведёт к выраженным стрессам и нервным срывам и у него, и у его родителей, скажется на развитии личности ребёнка в целом.
Комплексная готовность к школе предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также определённого уровня физической зрелости ребёнка.
Родители и педагоги должны стремиться осуществить интеллектуальное, эмоциональное, личностное, социальное и физическое развитие каждого ребёнка.
Дети должны хорошо ориентироваться в социальных ролях, в отношениях между людьми, представлять себе, когда, как и с кем можно разговаривать, соблюдать дисциплину, быть вежливыми и общительными.
И как тяжело тем детям, которые не посещают дошкольных учреждений! Может быть, они имеют определённый багаж знаний, но вот в плане психологической и социальной готовности они очень отличаются от детсадовских детей, получающих знания, умения и навыки в коллективе. Им трудно найти место в школе своё место, понять, что можно, а что нельзя делать, включиться в учебный процесс.
А ведь родители, учителя, родственники с 1 сентября видят в ребёнке школьника, предъявляют ему соответствующие требования, хотят, чтобы он оправдал их ожидания. Вот и одёргивают: «Ты уже школьник, что ты носишься и кричишь? Пора бы повзрослеть! Ведь уже в школу ходишь!»
Нередко у детей отбирают игрушки, смеются над привязанностью к привычным детским книгам-сказкам.
А малышу трудно просыпаться утром, сложно удержать в голове многочисленные новые обязанности, ему больше нравится рисовать, чем писать буквы…
В результате формируется устойчивое ощущение того, что он плохой, что он не может, не хочет, не справится, возникает и закрепляется неадекватно заниженная самооценка. И ребёнок, который с радостью был готов выполнять новые задания, решать задачки, учиться всему, что учат в школе, теперь опасается сделать даже то, что прекрасно умел раньше: вдруг не получится? Вдруг опять все будут недовольны?
А уж если речь идёт о чём-то новом – страх ещё более возрастает.
Плюс стресс перехода в школу, плюс разочарование родителей, которые были уверены, что их ребёнок, безусловно, будет отличником…
Неуверенность в себе в начале первого класса может лечь в основу эмоционального дискомфорта, на фоне которого пройдут все школьные годы.
Конечно, школа предъявляет много новых требований, выполнить которые ребёнку очень нелегко.
В первую очередь это относится к «домашним» детям, не получившим опыта, который даёт детский сад: организация занятий, умение внимательно слушать педагога, выполнять задания, которые адресованы не лично тебе («А теперь, Ванечка, нарисуй вот такой квадратик»), а сразу всей группе («Все взяли карандаши и обводим зелёным цветом кружочки!»).
Но даже хорошо подготовленные дети нуждаются в помощи родителей. И эта помощь заключается не только в том, чтобы вместе готовить уроки, но и в том, чтобы сохранить насколько это возможно, привычный, доступный и радостный мир детства и тем самым смягчить трудности перехода к новой жизни.
Резкая ломка привычного образа жизни – сильный стресс даже для взрослого. Поэтом обеспечьте ребёнку, хотя бы дома, понимание, доброту, участие, любовь.
Первоклассник продолжает быть ребёнком. Ему всё так же нужна мама, её любовь, ласка, помощь и совет. Детство не закончилось, а перешло в новую стадию.
2. И вот мы предлагаем вам ответить на вопросы нашей анкеты. Прослушав вопрос, вы ставите + в случае положительного ответа, — если ответ отрицательный.
Анкета для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?»
- Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей?
- Я опасаюсь, что мой ребёнок будет часто обижать других детей.
- На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для моего ребёнка.
- Трудно быть уверенным, что учителя начальных классов хорошо понимают детей.
- Ребёнок может спокойно учиться, только в том случае, если учительница — его собственная мама.
- Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать и писать, считать.
- Мне кажется, что в этом возрасте дети ещё не способны дружить.
- Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается взрослый незнакомый человек.
- Начальная школа, по-моему, редко способна научить чему-либо.
- Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.
- Мой малыш, по-моему, намного слабее своих сверстников.
- Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребёнка.
- Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе».
- Я очень волнуюсь в ожидании 1 сентября.
Родители высказываются о результатах анкетирования. Что больше всего их беспокоит в развитии детей. Считают ли они, что их дети и они сами с оптимизмом ждут 1 сентября.
3. Далее учитель-логопед рассказывает о том, каково должно быть речевое развитие ребёнка при поступлении в школу.
Выпускник детского сада должен иметь определённый словарный запас, включающий в себя обозначения названий предметов, действий, признаков, использовать в речи синонимы, существительные с обобщающим значением, антонимы. Использовать их точно по смыслу.
У него должно быть правильное звукопроизношение, развитый фонематический слух:
- называть слова с определённым звуком,
- находить слова с этим звуком в предложении,
- определять место звука в слове,
- внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
Должен иметь достаточно сформированный грамматический строй речи:
- уметь согласовывать существительные с прилагательными,
- местоимения с существительными,
- образовывать существительные с суффиксами по образцу,
- глаголы с приставками,
- сравнительную и превосходную степень прилагательных,
- образовывать однокоренные слова.
Должен иметь развитую связную речь, уметь отвечать на вопросы, задавать их. Иметь представления о культуре речевого общения.
Воспитатели говорят об успехах и неудачах детей подготовительной группы в других видах деятельности (математике, изодеятельности, конструировании, лепке, познавательной и физкультурной).
Родители также принимают участие в обсуждении, принимают к сведению, чем нужно ещё позаниматься со своим ребёнком.
4. Учитель-логопед: «Не следует забывать о том, что в школе учителя оценивают в первую очередь учебные умения ребёнка, скорость и качество усвоения учебного материала и поведения на уроке. На основании этого характеризуется ученик, его роль и положение в классе. И изменить это впоследствии очень сложно. Поэтому важна разносторонняя подготовленность к школе.
И мы предлагаем вам провести с вашими детьми тесты, которые покажут на сколько ваш ребёнок готов к школе. (Родителям раздаются памятки).
Вопросы для собеседования (тест на определение уровня психосоциальной зрелости).
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови Ф.И.О. мамы, папы.
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тётей или дядей?
- У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
- Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Через два?
- Сейчас утро или вечер? (День или утро?)
- Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днём? Что бывает раньше – обед или ужин? Ужин или полдник?
- Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работает твой папа, мама?
- Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье) (включая цветовые оттенки).
- Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так считаешь?
- Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Что делает почтальон, врач, учитель?
- Зачем в школе нужны парта, звонок?
- Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
- Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
- Каких животных ты знаешь? А птиц?
- Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
- Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.
- Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов:
1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребёнок получает 1 балл (за исключением контрольных).
2. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта – по 0,5 балла.
3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: «Папа работает шофёром. У собаки лап больше, чем у петуха». Неверными считаются ответы: «Мама Таня. Папа работает на работе».
4. К контрольным заданиям относятся вопросы: № 5, 8, 15, 21.
Они оцениваются следующим образом:№5- если ребёнок может вычислить, сколько ему лет- 1 балл; если он называет года с учётом месяцев- 3 балла; №8- за полный домашний адрес с названием области, села- 2 балла, неполный- 1 балл;
№15- за каждое правильное указанное применение школьной атрибутики-1 балл;
№21- за правильный ответ – 2 балла.
5 Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребёнок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то отмечается положительная мотивация к школе.
Оценка результатов беседы:
- если ребёнок получает 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым;
- 20-24 балла — средне-зрелым;
- 15-20 баллов – низкий уровень психосоциальной зрелости.
На собрании в конце года мы вернёмся к этому вопросу и подведём итоги готовности наших детей к школе.
5. – Вот ваши дети поступили в первый класс, начали своё обучение, имея определённый уровень подготовки. И я хочу дать вам некоторые практические советы и рекомендации по сохранению здоровья младших школьников и их успешной адаптации к обучению. (Этот материал будет помещён в родительский уголок в группе).
А главное – поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте необходимый ему «эмоциональный комфорт». Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче.
Рекомендации родителям по сохранению здоровья младших школьников и их успешной адаптации к обучению.
- Испытывать уважение к ребёнку как к личности.
- Сохранять доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.
- Развивать и поддерживать интерес ребёнка к обучению.
- Убеждать ребёнка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необходимые для этого навыки.
- Поощрять успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентировать внимание на неудачах при обучении.
- Не требовать любой ценой высоких оценок и результатов.
- Объяснить, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
- Не наказывать ребёнка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).
- Строго придерживаться режима дня.
- Перенести на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (с целью ограничения времени пребывания в статичной позе).
- Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе.
- Во время выполнения домашнего задания (не более 90 минут) проводить физкультминутки, следить за осанкой ребёнка.
- Для мобилизации внимания ребёнка напоминать правило «Успеваек»:
- «Делай всё скорее сам, не смотри по сторонам, делом занимайся, а не отвлекайся!»
- Два раза в неделю выполнять с ребёнком комплекс из 7 упражнений для укрепления мышц спины и живота (с целью сохранения правильной осанки).
- Вместе с ребёнком как можно чаще делать «пальчиковую» гимнастику, используя песенки для улучшения вентиляции лёгких и поддержания хорошего настроения.
- Проводить релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы (лёжа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, в течении 10 минут).
- Следить, чтобы после школы ребёнок гулял на свежем воздухе 30-60 минут.
- Обеспечить отход ребёнка ко сну не позже 21.00.
- За 10 минут до сна проветрить комнату.
- Посидеть на кровати рядом с ребёнком; погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра будет всё хорошо, всё у него получится, что он очень умный и добрый.
- Следить, чтобы пробуждение ребёнка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить у изголовья детской кровати будильник противопоказано).
- Проводить утреннюю гимнастику под музыку.
- Перед завтраком дать ребёнку выпить стакан фруктового или овощного сока.
- Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами, микроэлементами, белками, лёгкими углеводами, витаминами.
- В период риска заболевания ОРВИ давать в виде добавки к супам чеснок и зелёный лук.
- Обеспечить ребёнка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену.
- Нужно убедительно сказать ребёнку, что после физкультуры необходимо снять спортивную майку и надеть сухую сменную.
- Предупредить ребёнка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду (если очень хочется пить, взять тёплый чай в столовой).
Хлапова Ольга Александровна,
учитель-логопед 1 кв. категории
МДОУ детский сад №1
села Русский Камешкир Пензенской области
Спасибо. Хорошая статья. Использовала в работе.