Цель: Активизация произношения звуков в активной речи.
Задачи:
- Формировать навык звуко-слогового анализа слов;
- Развивать слухо-речевую память, фонематическое восприятие;
- Умение образовывать относительные прилагательные;
- Обогащать пассивный и активный словарь по теме;
- Развивать внимание, память, мышление;
- Воспитывать дружелюбие, умение оказывать помощь товарищу, способствовать раскрепощению детей.
Словарь: активный – декабрь, январь, февраль; зимушка – зима; серебристый, блестящий, кружится, порхает; снегопад, буран, вьюга, задувает, снежный ковёр.
Оборудование: фигурки Смешариков – Крош, Кар-Карыч, Нюша; елка, список дел; картинки предметов, в названии которых есть звуки «С» и «З»; наборы бусин; иллюстрации – макеты – Декабрь (ёлка), Январь (замёршее окно), Февраль (дует сильный ветер); иллюстрации снежинки, снега; диск мультфильма, DVD, телевизор.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Украшена комната в зимний период. Дети заходят в комнату и приветствуют гостей.
Логопед: Дети, посмотрите, как красиво и нарядно у нас в комнате. Слышите, какой – то шум, посмотрим что это?
2. Сообщение темы занятия.
Включается фрагмент мульфильма «Куда уходит старый год» («Смешарики») до момента, когда «убегает» «Старый год».
Появляется персонаж Крош:
Крош. — Ну, вот, так всё и произошло!
Логопед — Но почему ты так волнуешься, Крош? Объясни нам, пожалуйста.
Крош. — Как? Вы не знаете, что зимой приходит Новый Год! А у меня осталось много невыполненных дел в старом году! Целый список, вот! И показывает список.
Логопед — Конечно, это непорядок, оставлять дела невыполненными, правда, дети? Ты, Крош, не волнуйся, мы тебе поможем всё выполнить., Дети вы согласны?
Логопед — Что там у тебя первым по списку? Читает задание
Крош. – Найти трёх помощников Зимы. Что же это за помощники? Дети – Зимние месяцы.
Крош. — Тут какие – то картинки, их надо правильно поставить, по-порядку.
Ребята расставляют – Декабрь (ёлка), Январь (замёршее окно), Февраль (дует сильный ветер).
Крош – Какие молодцы! Я теперь тоже буду знать, сколько у Зимы помощников., это – декабрь, январь, февраль., зимние месяцы.
3. Характеристика звуков.
Логопед — А второе дело – загадки отгадать:
«На землю упало пуховое одеяло.
Лето пришло – одеяло сошло» — снег.
Логопед – Что слышим в начале слова? Какой это звук? Найдите у себя символ звука «С»
Выполняется звуковой анализ слова: первый звук – С, согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим цветом. Выбираем карточку синего цвета с зачёркнутым колокольчиком. Звук слышим вначале слова – на схеме синий кружок первый. (выкладывают)
«Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз» — мороз.
Аналогично выполняется анализ звука и слова.
Кто из детей первым выполнил задание самостоятельно, выполняет у доски, дети проверяют себя.
Логопед — Вот мы и выполнили второе незаконченное дело Кроша.
4. Развитие фонематического восприятия.
Логопед — Что у тебя дальше по списку?
Крош – Да, картинки поделит пополам. А как, я не знаю – разрезать, что ли?
Логопед — Ну, зачем же разрезать, ребята, как их можно поделить? Услышать, какой звук есть в слове и отложить картинку в коробочку с буквой, которая этот звук обозначает.
На коробочках буквы — «С» и «З». Выполняют задание – выбирают картинку, называют, определяют звук и кладут в коробочку.
Логопед – Много нашли предметов, правильно их разделили по звукам .
5. Физминутка.
Крош – А дальше мне надо подрасти на целых 10 сантиметров! И как же это может получится?
Логопед — Ребята, подскажите, что надо делать, чтобы расти быстрее – делать упражнения.
Са — Са – СА — встали мы с утра.
Зу – Зу – Зу – руки вверх тяну.
Со – Со –Со – крутим колесо.
Зы – Зы – Зы – в стороны смотри.
Сы – Сы – Сы – ты носок тяни.
Зо – Зо – Зо – вот как хорошо!
Дети выполняют движения по тексту.
Логопед — Если ты, Крош, будешь выполнять такие упражнения, то быстро вырастишь на 10 сантиметров.
Крош – Да это мне по душе, спасибо, что научили. Теперь надо следующее дело выполнять. Бараш просил помочь ему всякие красивые слова сказать, да только у меня не получается.
6. Согласование с прилагательными и причастиями. Словообразование.
Логопед — Снег на солнце искрится, значит, он какой? Искристый, искрящийся.
Логопед — Снег сверкает … сверкающий; серебрится … серебристый; рассыпается … рассыпчатый; хрустит … хрустящий.
Логопед — А снежинка какая ? … хрустальная, серебристая, искристая.
Логопед — Какой лес?… заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый.
7. Гимнастика для глаз.
Крош – Да! Какие замечательные слова вы помогли придумать, Бараш — то обрадуется! Вот тут мне надо пострелять глазами – это как?
Появляется Нюша.
Нюша – А что это вы делаете?
Крош – Пробуем глазами стрелять.
Нюша – Да это же просто – вправо- влево, вправо – влево, и медленно так, как будто ты принцесса. А лучше на дорожки глядеть по стрелкам.
Выполняют гимнастику для глаз.
8. Развитие мелкой моторики.
Крош – Тут дело еще одно незаконченное есть. Украшение на ёлку придумать
Появляется Кар-Карыч.
Кар-Карыч – Чем это вы здесь занимаетесь?
Крош – Да дела разные делаем.
Кар-Карыч — Все дела надо выполнять строго по инструкции. Уточняет, что такое инструкция – надо выполнять точно-точно как скажут.
Нюша – Чтобы такое сделать по инструкции? У меня есть всякие бусины, давайте на елочку бусы сделаем по инструкции.
Ребятам предлагается леска с 6-ю бусинами, — повторить последовательность. Затем конец завязывают узелком – получились бусы.
Нюша – О, какие бусы получились! Мне так понравилось недоделанные дела заканчивать по инструкции. Какие дела у тебя еще остались?
Крош – Всё! Все дела переделали.
Кар-Карыч – А что вы делали? Расскажите мне.
Ребята рассказывают, как они помогали Крошу.
Кар-Карыч — Это замечательно, теперь старый год может уходить.
Крош – Значит, старый год уходит, когда все дела сделаны?
Нюша – Давайте ёлочку украшать нашими бусами и придумывать новые дела, которые будем выполнять. И чтобы там были самые замечательные звуки «С» и «З». И встречать Новый Год.
Зарядку делать, зубы чистить, сами одеваться, рисовать, и так далее.
Ребята украшают елку своими бусами.
Включается заключительный момент мультфильма – звучит песня.
Красильникова Марина Анатольевна,
учитель-логопед,
г. Анжеро-Судженск