Черникова Нина Геннадиевна,
учитель-логопед
Рекомендации для родителей по лексической теме «Осень» можно разместить в группе в уголке для родителей.
1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:
— Какое сейчас время года?
— Сейчас осень.
— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.
— На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.
2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.
• Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
• Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.
3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.
— Какое сегодня небо?
— Небо чистое и голубое.
— А каким чаще бывает небо поздней осенью?
— Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.
— Какие листья ты видишь на деревьях?
— Листья красные, желтые, оранжевые.
— А какими бывают деревья поздней осенью?
— Поздней осенью деревья голые.
— Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?
— Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.
— Что произойдет с травой поздней осенью?
— Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.
— Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь.
— Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.
— Что происходит с насекомыми поздней осенью?
— Поздней осенью насекомые исчезают.
— Посмотри на небо. Кого ты видишь?
— Перелетные птицы летят в теплые края.
4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь. Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.
7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.
Например:
— Береза. — Желтые березовые листья.
— Клен. — Алые кленовые листья.
— Осина. — Пунцовые осиновые листья.
— Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.
8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».
Птицы улетают,
Собралися в стаи.
Листья улетают,
Ветер их уносит.
Все это бывает,
Если с нами… (осень).
9. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.
Развитие мелкой моторики |
|
Ветер по лесу летал, | Плавные, волнообразные движения ладонями |
Ветер листики считал:
Вот дубовый,Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, |
Загибают по одному пальчику на обеих руках |
Вот последний лист с осинки,Ветер бросил на тропинку.. Нищева) | Спокойно укладывают ладони на стол |