Лексическая тема «Зимующие птицы» [рекомендации для родителей]

Черникова Нина Геннадиевна,
учитель-логопед

Рекомендации для родителей по лексической теме «Зимующие птицы» можно разместить в группе в уголке для родителей.

Задания логопеда по лексической теме [Зимующие птицы]1. Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими, почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Напомните ребенку  их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперение, величину), где они живут, чем питаются, как им можно помочь.

2. Познакомьте  ребенка с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: покажите их  на иллюстрациях (желательно в природе), расскажите  о внешнем виде, повадках, питании. Обратите внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и расскажите , почему именно такой клюв нужен клесту. Расскажите , что кедровка — единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала.

3. Предложите ребенку выполнить упражнение «Скажи, когда много» на образование существительного множественного числа.

Ворона — вороны, синица — синицы и т. д.

4. Поиграйте с ребенком в игру  «Посчитай птиц»(на согласование числительного с существительным). Предложите ему посчитать птиц от 1 до 5.

5. Предложите ребенку узнать птицу по описанию.

Я сегодня в парке видела птицу: сама маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как яблочко красное. Кто это?

6. Упражнение «Скажи одним словом».

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют …
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют …
У вороны черные крылья, поэтому её называют …
У дятла длинный клюв, поэтому её называют …

7. Следующее задание позволит потренировать ребенка в подборе антонимов .Предложите ему  поиграть в игру «Скажи наоборот».

Воробей маленький, а ворона …
У синицы хвост короткий, а у сороки …
Голубь тяжелый, а воробей …
У синицы клюв тонкий, а у вороны …

8. Попросите ребенка  поиграть в игру»Чей, чья, чьё, чьи?»( на образование притяжательных прилагательных).

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.

Перья вороны (чьи?)…, перья воробья (чьи?)…, перья снегиря (чьи?)…, перья голубя (чьи?)…

9. «Подбери признак» на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?)… Снегирь (какой?)…, клест (какой?)…

10. Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева:

Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз — красный нос
Им рябинки принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

11. Для  развития мелкой моторики поучите с ребенком.

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!

Эти стихотворения можно дать детям, чтобы они выучили их  наизусть.

Воробей

Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)

Ворона

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)

Синица

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)

А это для темы «Дикие животные зимой»:

Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.
Под березкой на пригорке старый еж устроил норку,
А под листьями лежат двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло — в нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.
Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот, и как маленький сосет.
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода, неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги, а от голода — кора.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения Организация работы по развитию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста с ОНР в условиях дистанционного обучения
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.