«Загадки на грядке»
Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям отправиться в деревню к бабушке Клаве и посмотреть на её огород.
1. Игровое упражнение «Разговор с Барбосом».
- Дом и огород бабушки Клавы сторожит пёс Барбос, который говорит, что умеет считать. Дети задают вопросы, правильно согласовывая существительные с прилагательными:
- Барбос, сколько у тебя хвостов?
- Барбос, сколько у тебя носов? (Брови, глаза, рот, щёки, лапы)
Барбос не отвечает на вопрос до тех пор, пока ребёнок не образует правильную форму.
2. Загадки бабушки «Клавы» с обсуждением образных выражений.
Бабушка загадывает загадку:
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла,
Ты посоли её немножко.
Ведь, правда, вкусная?… (Картошка)
- Как вы догадались, что загадка о картошке? О каком ещё овоще говорят, что он рассыпчатый?
Летом в огороде свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас? (Огурцы)
Нарядилась Алёна
В сарафанчик зелёный,
Завила оборки густо.
Узнаёшь её?.. (Капуста)
- Какие образные выражения используются в этой загадке для описания капусты?
Нужнее всех из овощей
Для винегретов и борщей
Из урожая нового
Красавица бордовая. (Свёкла)
- А как вы поняли, что загадка о свёкле? А вы помните, из каких овощей, кроме свёклы, делают винегрет? Вы знаете ещё какой – нибудь овощ, который тоже был бы бордового цвета?
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни пойду,
Всех до слёз доведу. (Лук)
- По каким признакам мы узнаём в этой загадке лук?
Привязан кустик к колышку,
На кустике – шары.
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары. (Помидоры)
- Какие слова, сравнения позволили вам быстро разгадать загадку?
3. Звук Р.
- Какой звук я выделила в словах: «помидоррр», «огуррцы», «карртошка»? (Р).
Дать характеристику звуку Р по схеме.
- Выбрать слова, в которых звук содержится в середине, в конце слова.
4. Звуковой анализ слова «горох».
5. Игровое упражнение «Угадай какой суп, рагу, пастила?»
Бабушка угощает детей обедом из овощей и фруктов.
- У меня на кастрюльке нарисован горох, значит суп какой? (гороховый)
- Суп из свёклы – свёкольный, суп из лука – луковый, суп из капусты – капустный, из томатов – томатный, из овощей – овощной суп.
- А теперь принимайтесь за второе. В горшочках рагу из овощей.
Рагу из моркови – морковное, из свёклы (свекольное), из картофеля (картофельное), из кабачков (кабачковое)…
- А на сладкое — пастила из фруктов.
- Пастила из яблок – яблочная пастила…
6. Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики Ю. Тувима «Овощи».
7. Рассказы из личного опыта детей.
Вначале воспитатель даёт свой образец рассказа, затем дети рассказывают о своих дачах по плану:
- Какие овощи и фрукты растут на даче.
- Кто за ними ухаживает и как?
- Помогаете ли вы своим родным?
- Какой был урожай в этом году, блюда из каких овощей и фруктов вы пробовали.
8. Рассматривание картин художников, беседа о натюрморте.
9. Составление натюрмортов из предметов.
10. Рисование наброска.
11. Рисование натюрморта.
Продолжение: Итоговое мероприятие — Выставка поделок из овощей и фруктов.
Ремизова Наталья Юрьевна,
воспитатель