Сегодня очень актуальной в дошкольном возрасте является проблема речи. С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения. Эти дети часто отличаются низкой познавательной активностью, у них страдает память, мышление, внимание.
Поэтому важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
При этом особое значение имеет игровой процесс. Игра — основной вид деятельности детей. Чтобы повысить интерес детей к занятиям приходится подбирать и модифицировать игровые методы и приемы.
Очень активно я использую на занятиях «Речевой куб» или «Логокуб». Это пособие представляет собой куб с шестью гранями. Изготовить его можно из различного материала картон, пенопласт, пластмассовые кубы.
На каждой грани расположены прозрачные кармашки, в которые можно размещать различный речевой материал (картинки). Данный материал используется при выполнении артикуляционных упражнений, для развития у детей мелкой моторики, для автоматизации звуков на разных этапах.
Пособие Логокуб многофункционально и дает заряд положительных эмоций и удовольствие от выполнения задания.
Речевой куб можно использовать с раннего дошкольного возраста для знакомства с органами артикуляции, для выполнения артикуляционных упражнений, для автоматизации звуков в слогах, словах и предложениях, для совершенствования фонематического слуха, для развития словаря и формирования грамматического строя.
Дидактические игры с Логокубом
Игра «Домик для язычка»
Цель: знакомство детей с органами артикуляции.
Описание.
В каждый кармашек вставляется картинка с изображением какого либо органа артикуляционного аппарата (язык, губы, зубы, нижняя челюсть).
Логопед читает стишок или загадывает загадку, а дети находят на логокубе соответствующую грань, выполняя простые упражнения, свойственные данному органу.
Игра «Зарядка для языка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание.
На картинках, которые вставляются в кармашки, изображены сигнальные рисунки к артикуляционным упражнениям: заборчик, качели, грибок, чашечка, лошадка и т.д. К каждому упражнению подобраны небольшие стишки.
Логопед читает стихотворение, ребенок находит данное упражнение и выполняет его.
Игра «Звуковая дорожка»
Цель: автоматизация изолированного звука.
Описание.
На гранях изображены картинки со звуковыми дорожками для определенного звука: самолет с оставшимся следом, насос со шлангом, чайник с паром, змейка, пароход и др. Ребенок находит изображение к заданному звуку и произносит звук на одном выдохе, проводя пальчиком по звуковой дорожке.
Игры с чистоговорками.
Цель: автоматизация звука в слогах и словах, развитие фонематического слуха, грамматического строя, словаря.
Описание. На гранях Речевого куба размещаются картинки с чистоговорками.
Вариант 1
Ребенок, поворачивая куб, проговаривает чистоговорки. Можно проговорить чистоговорки с различной интонацией, тембром (как медведь, как лиса, как мышка и т.д.), тихо — громко, медленно — быстро.
Вариант 2.
Закончи чистоговорку. Логопед проговаривает начало чистоговорки, а ребенок ищет картинку с подходящим окончанием и заканчивает предложение.
Вариант 3. «Скажи, какой или какая ?»
На грани куба располагаются карточки разных цветов. Берется чистоговорка, например: «Ла-ла-ла — на столе юла». Ребенок, бросает Речевой куб и проговаривает чистоговорку, называя цвет, который выпал на кубе — «Ла-ла-ла — желтая юла» и т.д.
Вариант 4. «Окошечки»
На гранях Логокуба расположены рисунки-схемы, помогающие поставить слово в нужный падеж.
- Знак вопроса обозначает именительный падеж (кто? что?) СА-СА- СА — вот лиса.
- Две перечеркнутые линии обозначают, родительный падеж (нет кого? чего?) СЫ-СЫ-СЫ — нет лисы.
- Ноги и руки — дательный падеж (даю, тянусь, иду к кому? чему?) СЕ-СЕ-СЕ — иду к лисе.
- Глаз обозначает винительный падеж (вижу кого? что?) СУ-СУ-СУ- вижу я лису.
- Улыбка обозначает ,творительный падеж (любуюсь кем? чем?) СОЙ-СОЙ-СОЙ — любуюсь я лисой.
- Символ думающего лица — предложный падеж (думаю о ком? о чем?) СЕ-СЕ-СЕ — мечтаю о лисе.
Вариант 5. «Придумай чистоговорку по картинке».
На гранях Речевого куба располагаются предметные картинки, с автоматизируемым звуком, логопед предлагает ребенку самому придумать чистоговорки к картинкам.
Игры со скороговорками.
Цель: автоматизация звука в предложениях.
Описание. На гранях куба размещаются картинки, с героями знакомых скороговорок сорока, ворона, мухомор, помидор и т.д.
Ребенок бросает куб и проговаривает скороговорку герой, которой выпал на грани куба. Скороговорки, как и чистоговорки, можно проговорить с различной интонацией, с изменением темпа, тембра, громкости.
Это лишь малая часть тех игровых заданий, которые можно давать ребенку, используя пособие Логокуб. В зависимости от цели и задач, поставленных на занятии, можно менять и игровые задания.
Дети с удовольствием занимаются с данным пособием, оно вызывает у них интерес, развивает любознательность, память, внимание, а главное — речь.
Топычканова Ольга Владимировна,
учитель-логопед I кв. категории,
МБДОУ «Детский сад № 140″,
город Пермь