Логопедическая работа над вопросительным предложением

Логопедическая работа над вопросительным предложениемНа первом этапе логопедической работы над вопросительными предложением логопед рассказывает детям о том, что существует два вида вопросительных предложений: предложения с вопросительным словом и без вопросительного слова. Также сообщается, что когда человек о чем-либо спрашивает, он повышает голос в конце фразы. Это является главной особенностью мелодики вопросительного предложения.

Кроме того, дошкольники должны усвоить, что в вопросительном предложении голос резко повышается на слове, которое несет логическое или фразовое ударение.

Все эти объяснения необходимо подкрепить визуально — поднятием вверх руки в конце фразы, и графически — выкладыванием на демонстрационную доску (фланелеграф) сигнальной карточки — вопросительного знака.

 

Логопед рассказывает детям, что когда мы пишем вопросительное предложение, в конце ставим вопросительный знак.

Далее логопед знакомит дошкольников с мелодикой вопросительного предожения (с вопросительным словом). Знакомство проводится в игровой форме: дети отправляются в сказочное путешествие в страну Почемучек. Все жители этой страны очень любят задавать вопросы. У каждого жителя страны Почемучек есть свое имя: Что? Когда? Где? Откуда? Как? Почему? (на фланелеграф выставляются фигурки гномиков-Почемучек).

Разные вопросы задаю я всегда:
Что? Где? Откуда? Как? Почему? и Когда?

Чтобы подружиться с Почемучками, надо научиться правильно задавать вопросы и уметь определять, когда их задают другие.

Логопед дает образец вопросительных предложений, сопровождая повышение интонации соответствующим жестом руки вверх.

Затем детям предлагается самим придумать вопросы с этими вопросительными словами.

Далее предлагается поиграть в игру «Слушай, не зевай, и вопрос не пропускай!» Логопед читает предложения с различными интонациями, а дети поднимают сигнальные карточки с вопросительным знаком, когда услышат вопросительное предложение.

Условия игры могут усложняться: место вопросительного слова может быть произвольным (не только в начале фразы, но и в середине, и в конце).

После отработки умения определять вопросительную интонацию в простых предложениях, переходят к более сложному материалу — стихотворным текстам и простым рассказам. Задания даются аналогичные.

Следующий этап — развитие умения отличать вопросительную интонацию без использования в предложении вопросительного слова. Дошкольникам объясняется, что в предложении, как и в слове, бывает ударение. Переходя на другое слово, ударение может менять значение, смысл предложения. Главное слово в предложении можно легко узнать по повышению голоса при его произнесении (логопед приводит пример).

Затем дети учатся выделять вопросительные предложения без вопросительного слова в ряду простых предложений и сравнивают вопросительные и повествовательные предложения. Главная цель логопедической работы над вопросительным предложением — развитие слухового внимания, формирование умения определять вопросительную интонацию и научиться различать между собой предложения разных интонационных типов.

Учитель-логопед
Семенова Елена Генриховна,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.