Логопедическая работа над восклицательным предложением

Логопедическая работа над восклицательным предложениемПри проведении логопедической работы над восклицательным предложением важно направить ее на выработку у детей умения правильно оценивать и воспринимать не только эмоционально-экспрессивные, но и дополнительные смысловые оттенки речи. Эти дополнительные оттенки проявляются при при произнесении восклицательных предложений и отражают различные эмоциональные состояния человека.

Поэтому перед тем, как начинать логопедическую работу над мелодикой восклицательного предложения, логопеду необходимо провести с детьми беседу о человеческих чувствах и настроениях. Такая предварительная работа подготавливает детей к пониманию и усвоению восклицательной интонации.

Начинают работу на материале междометий. Детям рассказывается о том, что речь человека очень богата и в ней существуют специальные слова, которые могут выражать разные чувства, эмоциональные состояния, разное насроение. Таких слов немного, и их очень легко запомнить, так как они очень простые, короткие, маленькие:

1) «Ах!» — те, кого охватит страх, произносят слово «АХ!».

На фланелеграфе выставляется картинка, соотносящаяся с междометием «Ах!»

2) «Ой!» — кто встречается с бедой, произносит слово «ОЙ!»

Так же выставляется соответствующая картинка — портрет испуганного человека или сюжетная картинка.

3) «Эй!» — кто отстанет от друзей, произносит слово «ЭЙ!»

Выставляется картинка.

4) «Ух!» — у кого захватит дух, произносит слово «УХ!»

Подходящая картинка на фланелеграфе.

Логопед обращает внимание детей на то, что все эти слова всегда произносятся громко, с восклицанием, передают эмоции и чувства говорящего.

Далее логопед рассказывает, что с восклицательной интонацией можно произнести и целые предложения. Дети вместе с логопедом составляют восклицательные предложения с междометиями «Ах!», «Ух!», «Ой!» и «Эй!»

После этого дошкольникам нужно привести пример других восклицательных предложений, но уже без междометий. Такие предложения с восклицательной мелодикой выражают требование, угрозу, обращение («Маша, убери игрушки!», «Отойди от плиты!», «Петя, подойди ко мне!)

Вместе с детьми уточняется, что происходит с голосом при произнесении предложения с восклицательной интонацией. Он или сначала повышается, потом понижается; или резко повышается.

Изменение голоса при произнесении восклицательного предложения обязательно надо изобразить графически и сопроводить соответствующим движением руки. Вводится специальная карточка-символ с изображением восклицательного знака. Сообщается, что когда мы пишем восклицательные предложения, в конце должны поставить восклицательный знак.

Затем необходимо предложить детям прослушать несколько фраз и поднять сигнальную карточку, если услышат восклицательное предложение.

На заключительном этапе логопед учит дошкольников выделять из текста фразы с восклицательной интонацией.

Учитель-логопед
Семенова Елена Генриховна,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.