1. Ходьба на пятках со словами:
Тук, тук, тук, тук!
Моих пяток слышен стук.
Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут.
2. «Семейная зарядка».
Дети произносят слова и делают соответствующие движения:
Бабушка и дедушка,
Мама, папа, брат и я —
Вместе дружная семья!
Осенью, весною,
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружно всей семьею.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо — влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
3. «Изобрази эмоции».
Дети произносят текст, делают движения и соответствующие выражения лица:
Мама удивилась: Ах!
Бабушка стонет: Ох!
Папа рубит дрова: Ух!
Дети танцуют: Эх!
4. Игра с мячом «Подбери пару».
Дети стоят в кругу. Педагог бросает по порядку каждому ребенку мяч и произносит слова; ребенок ловит мяч и называет парное слово.
Дочь — сын Дедушка — бабушка
Брат — сестра Папа — мама
Внук — внучка Дядя — тетя
Отец — мать Племянник — племянница
5. Хоровод «Всем, Надюша, расскажи» (музыка И. Лученка).
Дети идут по кругу и поют, в середине круга ведущая (Надюша), которая показывает, что просят дети:
Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как бабуси пляшут.
Вот и так, вот и так, —
Так бабуси пляшут.
Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как дедуси пляшут.
Вот и так, вот и так, —
Так дедуси пляшут.
Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как подружки пляшут.
Вот и так, вот и так, —
Так подружки пляшут.
Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как ребята пляшут.
Вот и так, вот и так, —
Так ребята пляшут.
Всем, Надюша, расскажи
Да проворно покажи,
Как козлята скачут!
В конце ведущая, изображая козленка, пытается «рожками» забодать детей. Дети убегают, «козленок» догоняет.
М. В. Смолянко, учитель-дефектолог