Обращение-призыв «Любите природу!»
Дети стоят в кругу и говорят с выражением, проникновенно:
Любите природу! Осу, муравья,
Пчелу и зайчишку, и трель соловья.
Любите природу! Не рвите цветы!
Пусть радуют взором наш лес и сады.
2. Упражнение-загадка «Бабочка».
Педагог предлагает выделить из предыдущего текста названия насекомых, вспомнить, назвать еще несколько. Потом предлагает показать руками (жестами) и загадать загадку про одно из насекомых:
Шевелились у цветочка
Все четыре лепесточка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел.
Дети сначала шевелят пальцами рук, а потом машут руками и разбегаются по залу (можно под музыку).
3. Упражнение «Жуки».
Под тихую музыку дети бегают по залу (летают) со словами:
Мы — майские жуки,
Летим туда-сюда.
Везде мы побываем.
При этом мы всегда
Жужжать не забываем:
Ж-ж-ж!
Под громкую музыку дети укладываются лицом вверх и начинают перебирать (шевелить) руками и ногами (лапками). Педагог со словами:
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
Лапки кверху у жука —
Пожалейте старика! —
подходит и дотрагивается до каждого ребенка рукой (переворачивает жуков).
4. Упражнение «Стрекоза».
Дети произносят слова и делают соответствующие движения, изображая стрекоз:
Стрекоза, стрекоза!
Вот такие вот глаза!
А сама — как вертолет:
Вправо — влево, взад — вперед!
Стрекоза летала, летала
И устала (дети приседают).
5. Упражнение «Кузнечики».
Дети показывают руками и говорят:
Прыг-скок по ладошке,
Прыг-скок по ручке,
Прыг-скок по ножке,
Прыг-скок по коленям,
Прыг-скок по соседям.
По бокам — хлоп-хлоп!
На головку — скок!
6. Игра «Лягушка и комар».
Один ребенок в шапочке лягушки стоит в углу зала. Остальные дети — комары. Они медленно приближаются к «лягушке» и говорят:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара —
Закричала: Ква! Ква! Ква!
«Лягушка» скачет большими скачками и пытается запятнать (поймать) кого-нибудь из детей (комаров). Пойманный становится лягушкой.
М. В. Смолянко, учитель-дефектолог