В помощь логопеду — «Сборник игровых упражнений для логопедических занятий»

Логопедические игрыДанный сборник содержит логопедические игры для детей — практический материал в помощь логопеду для проведения логопедических занятий.

Содержание:

1. Формирование правильного речевого дыхания.

2. Упражнения для речевого дыхания:

  1. Первый этап – формирование длительного выдоха у детей.
  2. Второй этап – формирование неречевого дыхания.
  3. Третий этап – формирование речевого дыхания.

3. Просодика.

4. Развитие фонематических процессов:

  1. Упражнения для формирования неречевого звукоразличения.
  2. Развития фонематического слуха.

5. Развитие речеслухового внимания и памяти.

6. Грамматический строй речи.

7. Лексика.

8. Игровые приемы используемые для автоматизации звука:

  • В слогах.
  • В словах.
  • В предложениях.

9. Анализ и синтез состава предложения.

10. Слоговой анализ и синтез слов.

11. Задания и игры для развития внимания и памяти.

12. Связная речь.

1. Формирование правильного речевого дыхания.

Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности.

а) Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.

б) С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:

  • вдох и выдох через нос;
  • вдох через нос, выдох через рот;
  • вдох через рот, выдох через нос;
  • вдох и выдох через рот.

в) Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем — слов, коротких фраз, стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем — без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.

В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:

“Поем песенку”.

Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

“Немое кино”.

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

“Топор”.

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

“Зоопарк”.

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

“Ворона”.

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси — произнести на выдохе “га га га” (го, гы), корова — произнести на выдохе “му”, кошка — “мяу” и т. д.).

“В лесу”.

Логопед ищет “потерявшихся в лесу” детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести “ay”. Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы “Оля, ау!”, “Миша, где ты?”, “Я здесь!” и т. д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

г) Формирование направленной воздушной струи.

В связи с тем, что произношение значительного кол-ва звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию арт. моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения (каждому упражнению дается название и подбирается соответствующая картинка-образ):

“Толстяк” ( картинка-образ — мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

“Худенький” (картинка-образ — худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

“Снежок” (картинка-образ — падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

“Дудочка” (картинка-образ — дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

“Пропеллер” (картинка-образ — самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

2. Упражнения для речевого дыхания.

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание

  1. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
  2. Не заниматься после еды ( только через 1,5 – 2 часа)
  3.  Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
  4. Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
  5. Дозировать количество и темп проведения упражнений.

Правильно сформированное диафрагмальное дыхание, которое является базой для формирования речевого дыхания, позволит в дальнейшем перейти к его развитию.

Первый этап – формирование длительного выдоха у детей.

• Игра “Султанчик” (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу). Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху. Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

• Игра “Шарик” Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

• Игра “Перышко”Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко или ватный шарик.

• Игра “Занавесочка” Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.

• Игра “Кулиска”. Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Оборудование: цветные перышки нанизанные на ниточки, закрепленные на рамке в виде кулис; набор мелких игрушек расположенных за “Кулисами”. Взрослый побуждает ребенка узнать, что находится за “кулисами”, провоцируя на продолжительный ротовой выдох.

• Игра “Ветерок”. Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:

Очень жаркий день-денечек.
Дунь-подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь-подунь, наш ветерок.

• Игра “Бабочка лети” Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:

Бабочка летала,
Над (Вовочкой) порхала.
(Вова) не боится –
Бабочка садится.

Взрослый “сажает” бабочку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.

• Игра “Горячий чай” Задача: учить ребенка продолжительному ротовому выдоху. Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл.

(Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой и прикрепляется к чашке с помощью пружинки).

Ребенок дует а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.

• Игра “Кораблик” Задача: формировать длительный носовой выдох. Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.

• Упражнение “Загони мяч в ворота” Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

• Игра “Задуй свечу” Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.

• Игра “Волейбол” Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Оборудование: воздушный шарик.

Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый дует на шарик, который летит к ребенку, а ребенок в свою очередь тоже дует на шар (шар летает от взрослого к ребенку и наоборот).

• Игра “Чей паровоз громче гудит” Задача: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки). Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки). Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2-3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.

• Игра “Погреем руки” Задача: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха. Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт). Усложнение: “греем ручки” с одновременным длительным произнесением гласных звуков “ А, У, О ”.

• Игра “Зайка” Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха. Взрослый читает стихотворный текст:

“Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть. (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).
Лапку заинька обжег.
На нее подуй дружок. (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха).

Затем предлагается ребенку также подуть.

• Игра “Ароматные коробочки”. Задача: формировать носовой вдох. Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки …).

Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.

• Упражнение “Трубочка”.

Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.

Ребенок дует через трубочку свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.

• Игра “Отгадай по запаху”

Задача: формировать носовой вдох.

Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.

А. “Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.

Б. “Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.

Усложнение: за счет увеличения количества коробочка.

• Игра “Пузырьки” Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох).

Проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).

• Игра “Мотыльки” Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.

На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета (или величины). Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылька определенного цвета или величины.

На зеленом, на лугу
Мотыльки летают.

Красный мотылек взлетел …и т.п.

• Игра “Воздушные шары”Задача: формировать предпосылки целенаправленного комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.

Ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, который находится на уровне лица ребенка. Подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.

• Игра на музыкальном инструменте “Дудочка”Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, стимулировать мышцы гортани.

Проводится в форме обучения игре на дудочке с предварительным показом носового вдоха и активного ротового выдоха в медленном темпе.

• Игра “Мыльные пузыри” Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Проводится с готовой игрушкой (не рекомендуется испытать самодельные мыльные пузыри). Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.

• Игра “Капелька” Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох. Оборудование: соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги. Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька “бежит” и оставляет за собой след.

• Игра “Мой сад” или “Тихий ветерок” Задача: учить контролировать силу воздушной струи.

Взрослый дает образец длительного ротового выдоха, сопровождая показ двустишьем: “Тише дуй, ветерок. Тише дуй на мой садок.” Контролировать силу воздушной струи, можно использовать “цветочное поле” (в зеленый картон ввинчиваются пружинки с бумажными цветочками). От воздушной струи цветы качаются.

• Упражнение “Огонечек пляшет” Задача: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой).

Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха (перед горящей свечёй), затем побуждает ребенка сделать так же.

• Упражнение “Мячик в корзине” Задача: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой). Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха. Мячик сделан из ваты или пищевой фольги. Корзина изготовлена из ? части коробочки большого киндер-сюрприза, в которую вставлена соломинка для коктейля. Ребенок дует через соломинку, стараясь удержать воздушной струей мяч в корзине.

Второй этап – формирование неречевого дыхания.

• Игра “Покачай игрушку”Задача: формировать диафрагмальное дыхание.

Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Затем отрабатываются варианты сидя, потом стоя.

Третий этап – формирование речевого дыхания.

• Упражнения: “Отгадай, кто позвал” Задача: формирование длительного фонационного выдоха. Оборудование: картинки с изображением животных (можно игрушки).

Взрослый заранее обговаривает с детьми какому предмету какой звук принадлежит. Дети закрывают глаза, один ребенок длительно на плавном выдохе произносит звук соответствующий какому-либо предмету, а остальные дети отгадывают какой предмет их “позвал”.

• Игра “У кого длиннее звук (слог)?” Задача: формирование речевого выдоха. Дети произносят на одном выдохе звук (слог).

• Игры “Назови картинки”

• “Повтори слова” Задача: формирование речевого выдоха.

Оборудование: 5 предметных картинок.

А. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.

Б. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка назвать картинки по памяти на одном выдохе.

В. Взрослый называет 3-5 слов и просит ребенка повторить слова на одном выдохе.

• Игры “Повтори предложение”

• “Повтори пословицу (поговорку)” Задача: формирование плавной слитной речи. Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку), ребенок на одном выдохе.

• Игры “Мой веселый звонкий мяч”

•“Кто больше скажет без передышки” Задача: формирование плавной слитной речи.

Ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце каждой фразы ударяет мячом о пол.

3. Просодика.

(от греч. προσωδία «припев») − система фонетических средств (акценты, мелизы, тембр, мелодика, прерывистость, ритмика, интонация, громкость, паузация, тональность, силовое ударение, длительность),

  • Работа над силой голоса.
  • Работа над высотой голоса.
  • Работа над темпо-ритмическим оформлением высказывания.
  • Работа над интонационной выразительностью речи (мелодика, логическое ударение, паузы).
  • Работа над дыханием.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие общей моторики.
  • Массаж мышц языка.
  • Массаж лицевой мускулатуры.
  • Массаж пальцев рук.
  • Массаж «воротниковой зоны».
  • Релаксационные упражнения.

4. Развитие фонематических процессов.

1. Упражнения для формирования неречевого звукоразличения:

• «Угадай, что звучало» Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

• «Шумящие коробочки» Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

• «Что как звучит» Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

• «Где позвонили» – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

• «Подбери картинку или игрушку» Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку. При изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания ребенок меняет характер своих движений. О правилах игры надо предварительно договориться.

• «Вступите в диалог с ребенком на инструментах» – чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику». Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку.

• «Отрабатываем ритмические структуры». Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.

Варианты игры:

  • ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
  • ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;
  • ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная вертикальная черта.

• «Громко-тихо». Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

• «Камертон». Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

• «Узнай свой голос». Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребенка. Прослушайте кассету вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.

2. Развитие фонематического слуха.

  • Опознание звука в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно.
  • Дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам; акустическим признакам.
  • работа над воспроизведением слоговых рядов с оппозиционными звуками.
  • Дифференциация слов, близких по звуковому составу.
  • Выделение первого, последнего звука в слове.
  • Подбор слов на заданный звук.
  • Определение позиции звука в слове.
  • Проведение звукового анализа.
  • Работа над фонематическим синтезом слов.
  • Работа над определением количества, последовательности и места слов в предложении.

• «Какой звук есть во всех словах?» Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

• «Подумай, не торопись» Предложите детям несколько заданий на сообразительность :

  • Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
  • Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний — а.
  • Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

• Подбор слов, картинок с заданным звуком.

  • Подбери слово со звуком [л].
  • Назови одежду, в названии которой есть этот звук.
  • Назови слово, в котором звук [л] имеется в начале слова (в середине или в конце).
  • Подари мне слова — названия продуктов питания со звуком [р].
  • Какие подарки ты можешь подарить со звуком [с]?
  • Выбери картинки, в словах-названиях которых есть слог ла, из ряда других (лапа, ладошка).
  • Выбери картинки, в словах-названиях которых имеется звук [л], из ряда других.

• Игра «Поймай звук», «Хлопни в ладошки». Слышать заданный звук среди других в звуковом ряду. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук (например, на звук [А]): а, и, а, о, и, у.

• «Поймай слог». Слышать слог в ряду других слогов или слоговых сочетаний. Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в названных слогах будет услышан заданный слог, например, ра.

• Какой слог лишний — ра-ра-ла-ра?

• Анализ и синтез слогов. Использовать символы звуков — кружочки красного, синего и зеленого цветов.

• Сколько звуков в слоге ? Назови первый звук. Назови второй звук. «Разбросай» звуки слога. Какие звуки есть в слоге ? Какой слог получится, если мы «пригласим» к звуку [л] и звук [у]?

• Подскажи конец слова.

• Дополни слово.

• Различение длинных и коротких слов (использование звуковой линейки, отстукивание звукового и слогового рисунка слов).

• Дед Звукоед похитил звуки в словах. (До…ожка, ка…тошка.)

• Найди потерявшийся звук. (Ка…а, ко…ка.)

• Какого звука не хватает в слове? Произносится слово …адуга. Назови все слово.

• Назови пропущенный звук. Произносится: ли…а. Скажи слово полностью.

• Назови пропущенный слог. Произносится слово ма…на. Задания выполняются с опорой на картинку.

• Расставь картинки на рейки. На верхнюю рейку поставь картинки, в названии которых звук [с] слышится в начале слова, на нижнюю — со звуком [с] в конце слова.

• Назови гласные звуки слова лужа.

• Назови согласные твердые звуки, которые есть в этом слове.

• Узнавание слова по наличию согласных или гласных звуков: Какое слово задумано, если в нем есть такие согласные звуки: [р], [м], [ш]? (Ромашка)

• Преобразование слов путем изменения или добавления звуков (букв). Например:

• Звук и буква с. Воз — нос; сок — сор — сом; сто — стон — стог — сток — стол – стук — стул; оса — роса — коса — косы -росы.

• Звук и буква з. Зуб — зубр; коза — лоза — ваза; вагон — вазон; зонт — зонтик; бизон — бидон — батон — бутон.

• Звук и буква л. Кол — гол; вал — зал; булка — белка; холод — голод; лодка — ложка.

• Звук и буква ш. Мышь — мышка — мишка; Маша — Даша; кошка — мошка — мушка — • Звук и буква ч. Бычок — бачок — сачок; дочка — ночка — кочка — мочка — точка.

• Звук и буква р. Рот — ров; трап — трал; грот — гром; гром — грот; боб — бобр; кот — крот; рот — грот; тропа — тропка; ворота — ворона — корона — корова; рыба — рыбак — рыбка – рыбаки — рыбешка.

• «Разбрасывание», «рассыпание» звуков.

«Разбросай» звуки слова рак. В правую сторону брось звук [р], в левую — звук [а], прямо — звук [к].

• Составление слова из «рассыпанных» звуков.

Собери звуки в слово. Собери «рассыпанные» звуки в слово. Собери слово из звуков [с], [м], [к], [у], [а]. Составление слова из первых звуков названных слов. Например, возьми первый звук из слов сумка, осень, мох. Составь новое слово из этих звуков.

• Слова-рифмы. «Дополни слово» (в стихотворении).

• Ребусы. Кроссворды.

• Слово в слове. Нахождение короткого слова в длинном слове: уголек (угол, гол, кол), чайка (чай, качай), чистик (чист), топорик (топор), драка (рак), котлета (кот), холодильник (холод, кино), тумбочка (бочка), дымоход (дым, ход).

• Слова-перевертыши. Сосна — насос, ком — мок, ток — кот, сор — рос, нос — сон.

5. Развитие речеслухового внимания и памяти.

• Запоминание и воспроизведение слогового ряда из одинаковых согласных и разных гласных звуков (ра-ро-ру).

• Запоминание и воспроизведение ряда слогов со стечением согласных и разными гласными (шма-шмо-шму, сто-сты-сту).

• Запоминание и воспроизведение слогового ряда из разных согласных и одинаковых гласных звуков: са-ча-ша-жа (на этапе дифференциации звуков).

• Запоминание и воспроизведение слогового ряда с оппозиционными звуками (са-ша, ла-ра-ла-ра, ста-шта).

• Чтение прямых и обратных слогов: ра, ро, ор, ар.

• «Отгадай, что звучит» Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

• «Солнце или дождик». Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему — спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

• «Разговор шепотом» Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 — 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

• «Посмотрим, кто говорит» Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

• «Слышим звон и знаем, где он» Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

6. Грамматический строй речи.

  • образование мн.ч. существительных.
  • образование Р.п существительных.
  • образование Д.п. существительных.
  • образование В.п существительных.
  • образование Т.п существительных.
  • образование П.п. существительных.
  • образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
  • образование притяжательных прилагательных.
  • образование относительных прилагательных.
  • образование сравнительной степени прилагательных.
  • образование наречий от прилагательных.
  • образование новых слов путем приставок.
  • образование новых слов путем сложения слов.
  • согласование притяжательных местоимений с существительными.
  • согласование прилагательных с существительным.
  • согласование числительных с существительными.
  • употребление предлогов.

Существительное

Понимание этимологии слов, т. е. их происхождения. Ответы на вопросы: Кто это? Что это? Что означает это слово? Почему этот предмет так называется?

• «Угадай, кто это?» Я буду говорить о каком-либо животном, а ты скажешь, как оно называется.

Существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах

• «Один — много». «Много — мало».

• У кого один … ? У кого много … ? У кого мало … ?

• Без чего не бывает?»

  • Зебра не бывает без (полосок), верблюд — без- (горба),
  • лошадь — без (гривы), корова — без рогов),
  • кошка – без (усов).

• Игра «Ответь на вопрос» Чего или кого у вас нет?

Дети должны дать полный ответ, используя картинки.

• «Чего не бывает без … ?»

Дождя не бывает без … (тучи), радуги — без … (дождя),

дерева — без … (ствола), стульев без — … ножек),

дом — без … (стен), домов — без … (дверей) и т. д.

• «Подбери слову пару (часть тела)».

(Кошке — усы, тюленю — ласты, хобот — слону.)

• «Парные предметы».

Что кому? Фотографу — … (фотоаппарат), ученику — … (ручку, тетрадь, карандаш), портнихе —… иголку) и т. д.

• «Подбери нужное слово».

У коровы на голове есть … (рога). У лошади нет … (рогов).

• «Слова-рифмы».

  • Кармашки — ромашки,
  • врачи — грачи,
  • лягушка — кадушка,
  • мышка — пышка — Мишка — шишка.

• «Один начинает — другой продолжает» (однородные члены).

Я знаю одежду со звуком [ж]: джинсы, … (пиджак, пижама, жакет, жилет).

Согласование существительных с прилагательными, с числительными.

• Сосчитай предметы. Сколько их?

• Сосчитай. Сколько красных яблок лежит на тарелке?

Для составления словосочетаний используются следующие задания:

• «Найди слову пару»

• «Исключи лишнее слово»

• «Повтори слова и добавь свое»

• «Дополни слово»

• «Исправь мою ошибку»

Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов.

• «Скажи ласково».

• «Большой-маленький»

• Образование сложных слов (существительных и прилагательных)

Снег падает — снегопад, по снегу ходит — снегоход,

снег убирает — снегоуборочная (машина), сам летает — самолет.

Местоимение

Согласование местоимений мой, моя, мои, наш, ваши с существительными. Ответы на вопросы чей? чья? чьи?

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям и проговаривание полученных словосочетаний.

«Что изменилось?»

«Чего не стало?»

«Посмотри, запомни и повтори»

«Послушай и повтори»

Прилагательное

• «Подбери три слова (существительные к прилагательному)».

Например: красный помидор, шар, шарф.

• «Назови лишние слова». «Исключи лишнее слово».

Суп соленый, сладкий, вкусный, фасолевый.

• «Исправь ошибку».

Деревянные дверь, деревянная двери.

• «Кто правильно доскажет у слова конец, тот и будет молодец».

Морковь соч…(ная), а огурец хрустя…(щий). Повтори все слово.

• «Как сказать правильно?»

  • Пылесос пластмассовый или пластмассовая?
  • О чем может сказать слово пластмассовая?

• «Правильно ли я сказала?»

Какое слово надо заменить? Собака лает и в дом чужих пускает.

• «Дополни нужное слово», «Вставь нужное слово» «Подскажи слово».

Быстроногий … (жеребенок), быстроногая … (лошадка), рогатая … (корова), рогатый … (лось).

  • Это куст … (малиновый), а этот куст …( калиновый),
  • это плод известный, вкус его … (чудесный).
  • Кот усатый, а тигр — … (полосатый).

• Подбор детьми недостающего в предложении слова может быть дан в следующих заданиях:1. Добавь нужное слово. 2. Дополни недостающее слово. 3. Какого слова не хватает? 4. Назови недостающее слово. 5. Какое слово потерялось? 6. Угадай мое слово.

• «Дополни предложение». Юля купила желтые … (лимоны).

  • Огурец твердый, а помидор … (мягкий). Какой еще овощ твердый? О чем можно сказать твердая?

• «Учим говорить Буратино».

Как сказать правильно — картошка твердая или твердый?

• «Какие слова можно сказать о зайце?»

  • Цепочка слов о зайце. Заяц серый, … .

• «Какое слово не подходит?»

  • Капуста зеленая, хрустящая, мягкая, красная.

• «Подскажи четвертое слово».

  • Одежда бывает летняя, зимняя, мужская, … .

• Предложения с союзом а на противопоставление.

Огурец соленый, а морковь … (сладкая).

• «Выбери правильный ответ».

У Маши шерстяной шапка. У Маши шерстяная шапка.

• «Выбери нужное слово» (из 2—3).

Мышка … (шуршит, шебуршит, шелестит) соломой.

• «Какое слово лучше подходит?» (из 2—3). Заяц трусливый, храбрый, пугливый.

• «Какое слово не подходит?» Волк злой, добрый, свирепый. «Угадай мою ошибку». Морковь хрустящая, оранжевая, квадратная.

Глагол

Образование глаголов с помощью приставок:

с-, на-, по-, про-, в-, вы-, под-, от-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-.

• «Я назову первую часть, а вы — слово».

  • При… (сели, летели, бежали, скакали). Какие новые слова получились? Составь новое слово из двух. Доброе сердце — …(добросердечный).

• «Выбери нужное слово». Папа зашел — вышел из комнаты.

• Подскажи первую часть слова. Птицы …летели к кормушке.

• Каких два слова спрятались в одном?

  • Каких два слова спрятались в слове добродушный? (Добрая душа)

• Обозначение словами действий с предметами.

  • Карандашом рисуют, красками раскрашивают.

• Узнай предмет по действию.

  • Кто так делает? Лает, рычит, хвостом виляет. (Собака.) Повтори слова.

• Однословные ответы на вопросы:

  • Что делал(а)? Что делали? Что сделал(а)? Что делаю? Что сделаю?

• Неопределенная форма глагола. Я умею; Я не умею … .

  • Глаголы в сочетании со словами можно, надо, нельзя. Что можно делать дома? Чего нельзя делать на улице? Что надо делать, чтобы быть чистым, аккуратным, добрым? И т. д.

• Цепочка слов-глаголов. «Что сначала, что потом?» Сначала я буду …, а потом … .

• Образование глаголов от существительных.

Например: езда — ездить, рисование — рисовать, лепка — лепить, прыжок — прыгать.

Обогащение словарного запаса ребенка за счет глаголов.

• Способы передвижения животных:

Обращаем внимание ребенка на то, что кошки бегают, а птицы летают. По мере того, как у ребенка увеличивается словарный запас, задаем вопрос: «Кто еще летает?»

  • Птицы, бабочки, мухи, жуки, комары, стрекозы – летают
  • Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки – плавают
  • Змеи, гусеницы, черви, ящерицы – ползают
  • Кузнечики, лягушки, зайцы – прыгают
  • Кошки, собаки, лошади, гепарды – бегают.

В дальнейшем можно добавить «Кроме животных, кто (что) еще умеет летать, прыгать, плавать…(вертолет, самолет, мячик…)

• Действия одного и того же животного.

Пример: собака стоит, сидит, лежит, спит, бежит, лает, ест, играет.

• Кто как голос подает.

Ребенок: «Собака говорит Гав!»

Мама: «Да! Собака лает Гав! А кошка?…»

  • Корова мычит, лошадь ржет,
  • коза блеет, свинья хрюкает,
  • собака лает, кошка мяукает,
  • тигр рычит, волк воет,
  • медведь ревет, змея шипит,
  • лягушка квакает, утка крякает,
  • жук жужжит, комар пищит,
  • ворона каркает, кукушка кукует,
  • голубь воркует, соловей поет.

• Что чем делают?

  • Пилой пилят, молотком забивают,
  • топором рубят, ножницами режут,
  • иголкой шьют, ручкой пишут,
  • карандашами рисуют, метлой подметают
  • лопатой копают.

7. Лексика.

  • Работа над составлением простого предложения
  • Обогащение словаря по лексическим темам (накопление семантико-синтаксических связей слов и их валентностей)
  • Совершенствование адъективной функции речи (накопление словаря прилагательных)
  • Совершенствование предикативной функции речи (накопление словаря глаголов)
  • Работа по усвоению антонимических отношений
  • Работа по усвоению синонимических отношений
  • обучение подбору родственных слов
  • Работа над многозначностью слов
  • Работа над фразеологизмами

Синонимы.

(существительные, прилагательные и глаголы).

• «Слова-приятели». Слова, близкие по значению.

Антонимы.

(существительные, прилагательные, глаголы с приставками в- — вы-, раз- — с-, при- — у- и наречия). Слова – антонимы (противоположные по значению). Предварительно уточнить понимание значений слов «одинаковый», «разный», «похожий», «противоположный».

• «Слова-неприятели», «Все наоборот», «Скажи наоборот», «Играем в противоположности»:

«Я говорю хороший, а ты говоришь плохой».

  • Дерево высокое, а кустик – (какой?) – низкий.
  • Слон большой, а мышонок маленький.
  • Дорога широкая, а тропинка узкая.
  • Книга толстая, а тетрадка тонкая.
  • У девочек волосы длинные, а у мальчиков короткие.
  • Ночь темная, а день светлый
  • Большой – маленький. Высокий – низкий.
  • Широкий – узкий. Длинный – короткий.
  • Толстый – тонкий (о книге) Толстый – худой(о человеке)
  • Полный – худой(о человеке) Полный – пустой.
  • Старый – молодой (о человеке) Старый – новый (о журнале)
  • Светлый – темный. Черный – белый.
  • Пушистый – колючий. Гладкий – шершавый.
  • Сладкий – горький. Трудолюбивый – ленивый.
  • Чистый – грязный. Весёлый – грустный.
  • Трусливый – смелый. Добрый – злой.
  • Лживый – честный. Умный – глупый.
  • Грубый – вежливый. Болтливый – молчаливый.
  • Сильный – слабый. Горячий – холодный.
  • Яркий – тусклый.

Однокоренные слова.

• «Слова-родственники», «Похожие слова».

• Какая общая часть есть в родственных словах рыба, рыбак, рыбаки, рыбалка, рыбачить, рыбный? Послушай и повтори слова снег, снедь, снеговик, Снегурочка, снегирь. Исключи лишнее слово.

Словарь существительных

  1. 3 года: одежда, обувь, игрушки, посуда, животные,
  2. 4 года: дикие и домашние животные, птицы, фрукты, овощи
  3. 5 лет: деревья, ягоды, дикие и домашние птицы,
  4. 6 лет: транспорт, инструменты, электроприборы, бытовые приборы, профессии

Повелительное наклонение.

• «Слушай внимательно и не зевай, вместе со мной все слова повторяй».

  • Стучи, скачи, прячь, плачь.

• «Делай с нами». «Приказы».

  • Я буду отдавать приказы вам, а вы — мне.
  • Рисуй, прыгай, открывай, закрывай.

• «Просьбы, советы». Посоветуй, что мне делать. Попроси меня о чем-нибудь.

8. Автоматизация звука.

  • артикуляционные упражнения для постановки звука
  • звук поставлен
  • автоматизация звука изолированно через звукоподражание
  • автоматизация звука в слогах
  • автоматизация звука в словах
  • автоматизация звука в словосочетаниях
  • автоматизация звука в предложениях
  • автоматизация звука в текстах, связной речи
  • дифференциация звуков в слогах
  • дифференциация звуков в словах
  • дифференциация звуков в предложениях
  • дифференциация звуков в текстах, связной речи

Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах.

• Научи Петрушку. Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка — ученика.

• Поедем на машине. Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] — комарика; для [ж] — жука и т.д.

• Произнесение слогов с подключением движений и мимики. Даются указания:

  • выполняя какое-либо действие, произносить слоги. Например: произносить слоги ша-шо-шу, ша-шо-шу, имитируя управление автомобилем, шитье, вязание, рисование, перелистывание книги, чистку зубов, умывание и др.

• Повтори для мишки. На столе выставляются игрушки. Для каждой из них

  • ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори еще раз!

• Произнесение двух, трех, четырех слогов с одновременным отстукиванием ритма, с рисованием волнистых или ломаных линий пальчиком на столе,

с выкладыванием палочек.

• «Шагаем по ступенькам лесенки» произнесение слогов повышением и

понижением голоса.

• «Дирижеры» (ле-ля-лю-ля).

• «Альпинисты». Поднимаемся на гору и спускаемся с горы. Тяжело подниматься

вверх (произносим слог ша протяжно). Легко спускаться вниз (произносим слог шу легко).

• «Рисуем елку (ствол, ветки), волны, море, океан». Рисование на столе пальцем

перечисленных предметов с одновременным произнесением слогов.

• «Намотаем нитки на клубок». Имитация наматывания ниток с произнесением

слогов сты-ста-сто.

• «Пальчики здороваются, прощаются».

Соединять поочередно все пальцы с указательным, произнося слоги.

«Лодочка качается на волнах». «Плывем на лодке».

Производить плавные движения ладонью в воздухе, гребем веслами и произносим слоги.

• «Музыканты».

«Играем на балалайке (произнесение слогов трень-брень, трень-брень), гитаре (дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля), гармошке (тру-ля-ля, тру-ля-ле), трубе (тра-тро-тру-тры), барабане (трам-драм, трам-драм), трубе (тру-ду-ду, тру-да-да) и т. д.».

• «Режем бумагу большими и маленькими ножницами» (

слоги произносить медленно, быстро, замедляя темп). Произнесение слогов от имени детей, их родственников, животных, инопланетян, героев сказок, игрушек, неодушевленных предметов и др.

• Запоминание и воспроизведение слогов и слоговых сочетаний, и выражение

эмоционального состояния при помощи интонации и мимики. Барсучиха ругает Барсучонка: «Бры-бра-бро» (сердито). Барсучонок виновато: «Гры-гра-гро». Мама простила его (слоги произносятся ласково).

• «Мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка учат малыша говорить » (бра-

бро-бру-бры).

• Запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой ударения и интонации (вопросительно, убедительно, умоляюще, рассерженно, огорченно, печально).

• «Разбилась чашка» (дззынь-дззынь-дззынь).

• «Разговор инопланетян». Произносить слоги со сменой ударения и интонации:

  • Ра-ра-ра. Ра-ра-ра? Ра-ра-ра!

• «Дети в детском саду». «Ссора — примирение».

Выразить интонацией при произнесении слогов разное настроение детей

(возмущение — спокойствие, радость — огорчение, недовольство).

• «Добрый — злой голос».

• «Колдун колдует» (дра-дру-дры-дро).

• «Ребенок учится говорить». Слово лиса (ли-ли).

• «Разговор сказочных персонажей — Лисы и Зайца, Медведя и Волка, Ежа и Белки и др.». «Разговоры зверей на лесной полянке».

• Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

• Нанизывание колец на стержни с одновременным про​изнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);

• Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги пря​мые, обратные, со

стечением согласных);

• выложить кружки, палочки по количеству слогов: «Послу​шай, сколько яблок

упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре кружка); «Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук!» (выложить три палочки);

• сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов:

«Топ, топ, топ!» (три шага); «Прыг, прыг, прыг, прыг!» (че​тыре прыжка);

• определить одинаковый звук в ряду;

• Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

• Наращивание слогов

«Скажи на один слог больше, чем я»: са-со…;

• Уменьшение количества слогов

«Скажи на один слог меньше, чем я»: са-со-су-сы;

• Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;

• Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

• Чтение или повторение за логопедом серии слогов:

а-са, а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы; у-со, у-со, у-су, у-сы;

• Запоминание и повторение цепочки слогов:

са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

• повторить ряд слогов в обратном порядке;

• повторить только первый и последний слог ряда;

• произнести слоги:

  • плавно (отрывисто), громко (тихо, чередуя громкость),
  • разными по высоте, быстро (мед​ленно);

• проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);

• составить слог из данных звуков, чтобы вначале шли согласные (либо гласный);

• придумать слог из двух согласных и одного гласного;

• сравнить слоги: НА — КНА, АС — АКС, ИНТ — ЫНТ, УБР — УПР.

• Повторение за логопедом, чтение серии слогов.

• Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

• «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;

Игры и задания, используемые при автоматизации звука в словах.

• Восприятие звука в начале слова. Логопед называет ряд слов, изменяя первую букву в слове. Ребенок должен услышать и исправить ошибку. Например, автоматизация звука Ль. Взрослый называет слова: ента, рента, лента, вента.

• Восприятие звука в потоке других звуков. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок должен выделить заданный звук. Ль, М, Н, Ль, А, З,

• Кто дольше? Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

• Кто больше? Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.

• Пальчики здороваются. Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

• Маленькие ножки бежали по дорожке… Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы — это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.

• Говорящие руки. Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую — [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш — а, ш — а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

• Ступеньки. В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

• Ромашка. В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

• Раз — шажок, два — другой… Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

• Прокати мяч. Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

• Телеграмма. Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша — са , ко — го, зу — жу — зу и др.

• Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам.

• «Запомни, повтори». Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки.

• «Телеграф», «Прошагаем слова» Деление слов на слоги.

• «Эхо» Выделение ударного слога.

• Отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов.

• Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова.

• Звуко-слоговой анализ слов, составление схем под картинками.

• « Эхо », « Закончи предложение », « Скажи дальше », « Потерялись слова » Образование и употребление различных падежных форм существительных.

• «Один—много» Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных.

• Прямой и обратный счет с предметами: (15,110, 220, 330).

• Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, мои и проговаривание полученных словосочетаний.

• Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.

• Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений.

• «Назови ласково», «Большой — маленький» Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

• Образование от существительных относительных прилагательных.

• Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.

• Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.

• Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.

Автоматизации звука в предложениях.

• «Ответь на вопрос». Ответы на вопросы и составление предложений по картинкам. Кто это? Какой? Где? Что делает? Что это? Что с ним делают? Для чего он нужен? Из чего сделан предмет? Что с ним можно делать? Где находится? В каком состоянии он может находиться?

  • «Дополни предложение». Если пойдет дождь, мы … . Если вещь испачкалась, ее … . Если остановится транспорт в городе, то … .

• «Вставь нужное слово и повтори предложение».

• «Исправь предложение».

• «Какого слова не хватает?»

• «Вставь коротенькое слово-предлог».

• «Вопрос — ответ». Кто это был? (Верблюд.) Где находился? (В Арктике.) Что делал? (Знакомился с моржом.) Что он им сказал? (Добро пожаловать в пустыню.) Что ответил Морж? (Спасибо за приглашение, но я там погибну.) Что бы ты сказал Моржу? Верблюду? Что сказали люди, мама, папа? Чем кончилась эта история?

• «Найди ошибку». (Дано существительное вместо прилагательного.)

• «Все наоборот». (Самолет летит высоко, а воробей … низко.)

• «Кто знает, пусть продолжает». Распространить предложения при помощи добавления определений, глаголов и наречий.

•Дополнение недостающего слова в предложении.

• «Кто придумает конец, тот и будет молодец». «Подскажи-ка мне конец, тогда будешь молодец». «Один начинает, другой продолжает».

• «Дополни предложение».

• «Подскажи конец чистоговорки».

• Придумай начало предложения: …катался на лыжах.

• «Найди место каждому слову».

• Составление предложений из «перепутанных» слов.

• «Путаница». Летит зеленый крокодил. Какое слово не подходит?

• «Какое слово «заблудилось?»» Рома прыгал на гармошке.

• «Какое слово лишнее?» Коля пел, свистел песню.

• «Какое слово стоит не на своем месте?» Елка в дремучем выросла лесу.

• Составление предложений по одному заданному слову. Придумай предложение со словом белка.

• Составление двух предложений из данных слов: лиса, заяц, куст, сидит, догонять, убегать; Волк, белка, грызть, лес, по, орешки, рыскать.

• Составление предложений-небылиц. «Чего на свете не бывает?» «Что было бы, если…»

• Составление грустных, веселых и страшных предложений.

• «Правильно ли это?» Установление причинно-следственных связей. Стало холодно, потому что Маша надела шубу. Зоя раскрыла зонт, поэтому пошел дождь.

• Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и применяются только при проработке какой-то определенной темы. Далее приведены типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.

• Что бывает в это время года. Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, «Идет дождь», «Осенний лес», «Цветущий луг» и так далее).

Ход: предложить ребенку выбрать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснить, какое явление на них изображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).

• Один – много. Цель: научить образовывать существительные множественного числа. Ход: взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.

• Чудесный мешочек. Цель: закрепить названия предметов и их свойства. Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.

Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.

  • 1 вариант: малыш по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
  • 2 вариант: малыш должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

• Загадки Зайца. Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.

Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки; затем Зайчик описывает свойства предмета, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.

• Что пропустили. Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме. Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме. Ход: взрослый показывает ребенку Зайца и говорит, что у него сегодня День Рождения и поэтому ему подарили много подарков; затем взрослый раскладывает перед Зайцем подарки, перечисляя их, но один из подарков не называет; ребенок должен отгадать какой.

• Разрезные картинки. Цель: научить составлять целое из двух или трех частей. Оборудование: две картинки с изображением предметов по теме, разрезанные на части. Ход: сначала ребенку предлагаются части одной картинки, и он должен сложить ее и назвать предмет, который получился; затем упражнение повторяется со второй картинкой; после этого обе картинки перемешиваются и упражнение выполняется заново (когда ребенок научится отделять части одной картинки от частей другой, можно усложнить задание, смешав три картинки).

• Что убрали. Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме. Оборудование: предметы по теме.
Ход: выставить на столе перед ребенком предметы по теме; попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать один из предметов; ребенок должен догадаться, какого предмета нет.

• Чего не хватает. Цель: развить у ребенка целостное восприятие предмета. Оборудование: картинки с изображением предметов по теме, у которых отсутствует какая-нибудь деталь (например: флажок без палочки, платье без рукава). Ход: ребенок должен определить, какой детали не хватает, и дорисовать ее.

• Какой предмет лишний. Цель: расширить словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года. Ход: предложить ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для игр в заданное время года.

• Игры на развитие правильного употребления предлогов. Цель: научить ребенка правильно употреблять предлоги. Оборудование: предметы по теме. Ход: расположить предметы перед ребенком и задавать ему вопросы типа «что находиться на…, под…, около…, за…, в…, над…».

• Собери фигуру. Цель: научить ребенка правильно располагать готовые формы и сравнивать их между собой. Оборудование: геометрические формы, из которых можно сложить предмет по теме. Ход: объяснить ребенку, как называются данные геометрические фигуры, и попросить его сложить предмет по теме из данных фигур.

9. Анализ и синтез состава предложения.

• Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?

• Определение последовательности слов.

  • Назови первое слово. Назови второе слово. Назови третье слово в предложении.

• Определение места слова по отношению к другим словам. Между какими словами стоит слово … ?

• Называние первого, последнего или другого слова, соответствующего его расположению. Которое по счету слово…? Назови третье слово.

• Показать при помощи карточек, палочек, квадратов количество слов в предложении.

• Изобразить предложения графически (полосками).

• «Исправьте мою ошибку». (Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения.) Правильно ли я записала предложение? Согласны ли вы со мной?

• Подбор предложений к заданной схеме.

• «Какая схема правильная?»

• «Какое слово «убежало»?» Дети закрывают глаза, а педагог убирает одну полоску.

• «Назови недостающее слово». Кошка … мышку. Мила … руки.

  • Придумывание предложений по сюжетной картинке.
  • Придумывание предложений с определенным количеством слов. Придумай предложение из двух слов. Придумай предложение из трех слов.

• Составление предложения по одному данному слову. Лиса. Собака. Слон.

• Составление предложения по трем заданным словам. Рома, управлять, грузовик.

• Составление предложений из данных слов. Куст, лиса, спряталась, собака, бежать, под, за.

• Распространение предложения путем увеличения количества слов. Использовать полоски-символы. Мила мыла руки. Мила мыла руки душистым мылом. Лиса сидит под кустом. Рыжая лиса сидит под кустом.

• Посоветуйте, между какими словами мне вставить слово густым? Рыжая лиса сидит под густым кустом.

• «Шаг — слово». Шагаем, произносим слова из предложения и считаем шаги.

• Чтение предложений • «Вставь недостающее слово».

10. Слоговой анализ и синтез слов.

  • Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и памяти
  • Работа над ритмом
  • Формирование общей координации движений под ритмическую музыку
  • Упражнения на развитие динамического праксиса рук
  • Формирование пространственно-временных представлений
  • Работа над гласными звуками
  • Работа над слогами
  • Отработка слоговой структуры слов (двух- и трёхсложные слова из открытых и закрытых слогов, односложные слова с закрытым слогом)
  • Отработка слоговой структуры слов со стечением согласных
  • Работа над словами сложной слоговой структуры (4-сложные слова с открытым и закрытым слогами)

• Задания:

- произнесение слова по слогам (ма-ли-на);

- определение количества слогов по количеству хлопков;

- выделение ударного гласного звука;

- нахождение ошибок, допущенных при постановке ударения;

- узнавание слова по названным гласным звукам (с использованием наглядного материала): Какое слово задумано? В нем есть гласные [и], [а] (Лиса.)

- узнавание слова по первому, последнему слогу или слогу, взятому из середины слова;

- составление слов из перепутанных слогов;

- составление нового слова из первых слогов названных слов (капуста, шары — каша); составление слова из последних слогов (насос, бананы — сосны). Вопросы детей о звукослоговом составе слов.

- отстукивание ритмического рисунка слов рак, рука, радуга, рукавица. Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

- прошагай слово. Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, «сыр» — 1 шаг, «самолет» — 2 шага). Затем ребенок прошагивает придуманные им слова.

- поднимись по лесенке Игра проводится по типу соревнования «Кто поднимется выше». Нужно, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются ребенком или предлагаются взрослым.

• Магазин овощи-фрукты. Вам понадобятся деньги (карточки с одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками) и картинки с изображением овощей и фруктов. Сначала ребенку дается карточка с одним кружком. Ребенок должен купить в магазине овощи или фрукты, в названии которых есть только один слог. Затем выдается карточка с двумя кружочками и т.д.
Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка.
Фрукты и ягоды: лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника.

• Зоопарк. Вам понадобятся картинки с изображением животных и четыре карточки с нарисованными клетками. Скажите ребенку о том, что в зоопарк завезли животных и их необходимо расселить по клеткам. В первую клетку нужно посадить животных, в названии которых только один слог, во вторую — с названиями из двух слогов и т.д.
Животные: лев, ёж, слон, тигр, лось, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна.

«Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каж​дый слог.

«Рассели животных по домам»: одноэтажный дом — кот, двухэтажный — лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).

Исправить ошибку в словах:

  • слова написаны неправильно;
  • слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).

Что изменилось в слове? Лис — лиса — лисица.

Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)?

Низ — вниз; шил — сшил.

Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинако​вый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, моро​женое.

Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…, КА…

Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрел​ками:

ЛЕТ СА МО

Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).

«Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку не​правильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.

Образовать слово по аналогии (упражнение на словооб​разование): дом — домик, кот — … Уточнить, какое звукосо​четание появляется во всех этих словах.

Изменить по аналогии: дом — дома, лес — … (упраж​нение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.

Разложить картинки под схемы слов:

(дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)

- — - — - — - — - — - -

Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):

РАК ЗИ ВО

МА РО

ТА

Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) — задание аналогичное предыду​щему.

Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).

Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.

Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр — рыба.

Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку…

Придумать слова к схемам:

  • КА-… (каша)
  • КА-…-… (калина)
  • …-КА-……. (рукавицы, макароны)
  • …-КА (ложка, ручка)

Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).

Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.

Придумать слова, соответствующие ритмическому ри​сунку: а) !; !!; !!!; !!!!; б) !» !!’ !!!’ !!!’ !!!.

Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо — хоро​шо; ши-иш-ши

Подобрать рифму к словам: мак — гамак; зайка — …

Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, па​рикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, ча​совщик; милиция, милиционер.

Ребенку предлагается звукосочетание со стечением со​гласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).

В ходе отработки слов различной слоговой структуры не​обходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.

11. Задания и игры для развития внимания и памяти.

• Слуховая память.

Запоминание и воспроизведение слов в определенной последовательности. (Санки, сад, сумка, сапоги, совок.)

Повторение слов в обратной последовательности. Назови первое слово. Назови второе слово. И т. д.

Какое слово исчезло из ряда? (Сад, сумка, сапоги, совок.) Какое новое слово появилось? (Сад, сумка, сапоги, совок, самолет.)

Игры «Телефон», «Пароль», «Телеграфисты», «Волшебные слова», • Зрительная память. Игры «Посмотри и назови», «Что изменилось?», «Чего (кого) не стало?», «Что прибавилось?». Запоминание расположения игрушек или картинок. «Сколько картинок будешь запоминать?»

• Логическая память.

Воспроизведение слов — названий картинок по слову-подсказке, связанному по смыслу. Например, чтобы ребенок воспроизвел слова груша, помидор, ведро, рыба, ракета, даются слова-подсказки: сад — … (груша), огород — … (помидор), вода — … (ведро), река — … (рыба).

• Развитие пространственного восприятия. Какой предмет находится посередине, слева, справа? Поставь, положи… между, за, перед, над, под и т. д.

12. Связная речь.

  • Работа над составлением простого предложения.
  • Работа по распространению предложения дополнениями.
  • Работа по распространению предложения определениями.
  • Работа по распространению предложения обстоятельствами.
  • Работа по распространению предложения однородными членами.
  • Работа над сложно-сочинёнными и сложно-подчинёнными предложениями.
  • Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану.
  • Составление рассказа по серии картин.
  • Составление рассказа по картине.
  • Работа над пересказом текста.
  • Составление творческих рассказов.

Насырова А.М.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.