Аннотация:
Логопедические ошибки — что это такое? По роду своей деятельности (учитель — логопед в школе) я часто сталкиваюсь с этим вопросом. Причём не только со стороны родителей, но и учителей (не только начальных классов, но и старших). На эту тему много публикаций в интернете, но данный вариант описания интересен тем, что каждая ошибка снабжена конкретным примером. Это делает материал более доступным для широкого круга читателей. Предназначен для родителей учеников младших классов (учителей), с целью помочь в дифференциации логопедических ошибок от орфографических.
Логопедические ошибки – что это такое?
Как отличить логопедические ошибки от орфографических?
Обучение грамоте было и остаётся одной из важнейших задач всей начальной школы. И ни для кого не секрет, что именно от хорошего овладения ребёнком навыков чтения и письма зависит его успешность в дальнейшем обучении и сдаче государственных экзаменов.
Многие родители это прекрасно понимают и стараются, по мере своих возможностей, либо водить ребёнка дополнительно на занятия к учителю, либо к репетитору по русскому языку. Но, случается и так, что все эти усилия не приносят ожидаемого результата.
Родители с удивлением узнают, что их ребенок нуждается в помощи логопеда,так как у него наблюдается специфическая проблема — дисграфия, которая проявляется на письме множеством логопедических ошибок. Ребенок не может написать правильно практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и не имеет проблем с интеллектуальным развитием.
Действительно, что же этотакое: логопедические ошибки? Чем они отличаются от «обычных» ошибок — орфографических? Как их различить на письме?Ответам на эти вопросы и посвящена наша статья.
Выделяют несколько типов логопедических ошибок, которые наиболее часто встречаются у детей младших классов. Все эти ошибки носят специфический характер, то есть никак не связаны с незнанием правил русского языка и не зависят от пропусков занятий в школе.
1. Ошибки на уровне буквы и слога.
- Это ошибки звукового анализа.
Могут проявляться как:
- пропуск.
- недописывание букв.
- перестановка.
- или вставка лишних букв и слогов.

Ошибки звукового анализа
Также дети часто путают:
- парные звонкие и глухие согласные:
в-ф: , г-к: , б-п: ,
д-т: , ж-ш: , з-с: ;
- лабиализованные гласные:
о-у: ; ё — ю: , ;
заднеязычные: г — к — х , ;
сонорные: р – л,й — л (мягкий) , , ;
свистящие и шипящие с — ш: , ; з — ж: , ;
аффрикаты ч — щ: , ; ч — ц: ; ч — т (мягкий): ; ц — т: ; ц — с.

Ошибки на фонематический анализ
Также, помимо ошибок звукового анализа, на письме часто присутствуют ошибки в виде замен и смешения графически сходных букв:

Ошибки в виде замен и смешения графически сходных букв
2. Ошибки на уровне слов
- Очень распространенная ошибка — слитное написание слов, особенно служебных.
- Бывает и, наоборот, ребёнок пишет слово раздельно по буквам и слогам.
- Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова.
- Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться.
- Иногда ошибки обнаруживаются при самостоятельном словообразовании, то есть дети придумывают несуществующие слова.

Ошибки на уровне слов
3. Ошибки на уровне предложений
- Если ребенок не чувствует законов грамматической связи слов, он будет допускать ошибки в согласовании: и управлении.
- Нередки ошибки при употреблении предлогов.

Ошибки на уровне предложений
Толкачёва Анастасия Андреевна,
учитель-логопед