Цели:
- активизация словаря по теме «Транспорт»;
- воспитывать у детей культуру поведения на улице, закрепить знания о правилах дорожного движения;
- обобщить знания по теме: «Транспорт»;
- способствовать развитию связной речи;
- способствовать автоматизации поставленных звуков в речи детей;
- развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного жизненного опыта;
- развивать действия контроля;
Оборудование: 15 конфет Чупа-чупс в коробочке или на подносе, аудиомагнитола с аудиозаписью; логопедические бусы (предметные картинки с различными видами транспорта, нанизанные на нитки), карта Острова Сокровищ, костюм Бабы Яги, урна (ступа), крылья, скотч или шнурки, колокольчик, дудочка — гудок (для паровоза), фланелеграф, метла, зеркало, метла, ширма.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Привет, друзья! Звенел звонок!
Собрал он всех нас на урок!
- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу! Чувствуйте себя спокойно и уверенно!
Введение в тему:
- Послушайте загадки, приготовьтесь их отгадать:
1 ребенок:
Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копыта дай резины,
И тогда, поднявши пыль, побежит…
(автомобиль).
2 ребенок:
Что там по морю плывет?
Это белый…
(пароход).
- Молодцы, ребятки! Отгадали все загадки! А теперь скажите, как можно назвать одним словом автомобиль, пароход, и, например, самолет? (транспорт)
- Сегодня мы отправимся в путешествие на Остров Сокровищ (показываю карту острова). Только, чтобы нам туда попасть, придется преодолеть множество препятствий. Каждый из вас отправится в путешествие на своем транспорте.
Вводное слово:
- Ребята, как называется транспорт, который передвигается по земле? (наземный).
- Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный)
- А что это за транспорт, который передвигается по воздуху?(воздушный).
- Для чего нам нужен весь этот транспорт: воздушный, водный, наземный? (перевозить людей и различные грузы)
- А какой вид транспорта самый быстрый? (воздушный).
- Приведите примеры воздушного транспорта…
Закрепление знакомых видов транспорта. Игра: «Логопедические бусы».
- Итак, мы отправляемся в путь… И первое препятствие уже перед нами.
- Посмотрите на эти бусы. В них перепутался весь транспорт. Мы эти бусы должны распутать.
- Сначала давайте назовем и снимем бусинки, где изображен водный транспорт. (*работают дети из первой команды).
- А почему кита не назвали? (это рыба, а не транспорт)
- Снимите бусинки, где есть воздушный транспорт.(*2-я команда)
- А почему не сняли картинки попугая и воздушных шаров? (Это не транспорт)
- Ну, а ребята третьей команды снимут бусинки с изображением наземного транспорта.
- Молодцы, ребята, вы распутали все бусы.
- Ребята, все-таки, чаще всего нам с вами приходится ходить пешком, поэтому сейчас я предлагаю прогуляться по улице и подышать свежим воздухом. Но для начала давайте дружно повторим некоторые ПДД:
1.- Если ты спешишь в пути через улицу пройти
Там иди, где весь народ, там, где надпись: ПЕРЕХОД.
- На светофоре красный свет,- опасен путь! Прохода нет!
А, если желтый свет горит, он «Приготовься!», говорит.
- Зеленый вспыхнул впереди… Свободен путь! Переходи!
2. — Если улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.
3. — Как вы будете переходить дорогу, если вы только что вышли из автобуса?
- Почему не следует строить горки, кататься на санках, играть с мячом возле проезжей части?
Логоритмическая минутка: «Пешеходы».
- Вижу, что с правилами дорожного движения вы хорошо знакомы. Ну, что ж, пешеходы, тогда пошагали…
А) — Очень, очень осторожно через улицу иди! (шагаем, размахивая руками)
- И налево, и направо непременно погляди! (повороты головой одновременно с указанием руки)
Б) «Веселый поезд».
- Вот мы, преодолев столько препятствий, попали на Остров Сокровищ. Сейчас доберемся на поезде до места, где спрятаны наши сокровища и заберем их. Машинистом будет Миша и поведет поезд. А мы – вагончики. Прицепились друг за друга и поехали. (Музыкальное сопровождение: фонограмма песни Крокодила Гены)
- Ну вот, наконец-то добрались… А где же наши сокровища?
Сюрпризный момент:(*Появляется Баба Яга)
Баба Яга:
- Ой, ребятушки, здравствуйте! Устали, наверное, с дороги. Присядьте, отдохните! (дети садятся на ковер)
Логопед: Здравствуйте, а Вы кто?
Б.Я.: Я-то… я Баба Яга, хозяйка этого острова. Только сначала отдохните с дороги, а уж потом разговаривать будем…На Острове Сокровищ очень тепло, светит ласковое солнце. Пусть Ваши ребятки немного полежат, позагорают под его лучами.
Релаксация под плавную спокойную музыку:
Логопед: Ребятки, прилягте на теплый песок. Вы чувствуете тепло от солнечных лучей; вы загораете и отдыхаете. Вы чувствуете, как набираетесь сил, и теперь вы уже можете путешествовать дальше.
Баба Яга: Ну, как, ребятишки, отдохнули? А теперь рассказывайте, зачем пожаловали?
Логопед: Мы пожаловали, Баба Яга, за своими сокровищами. Отдай их нам , и мы вернемся обратно.
Б.Я. Э-э-э, нет! Просто так я вам их не отдам! Вот, если поделитесь со мной своим секретом…
Логопед: Да с каким же секретом? У нас нет никаких секретов.
Б.Я. С попутным ветром эхо донесло до меня какое-то странное слово…подождите… сейчас вспомню…А-а-а! Транспорт!
- Транспорт, транспорт, а что это такое?
Логопед: Подожди, Бабушка, в этом слове нет ничего странного. Сейчас наши ребята тебе расскажут, что такое транспорт. (ребята рассказывают о различных видах транспорта свои небольшие, заранее приготовленные рассказы).
Логопед: Ну, что, Баба Яга, все поняла?
Б.Я. Все поняла. А у меня тоже есть свой транспорт: вот, ступа с метлой. Триста лет уж летаю на этой технике. Ребята, а что, если мне из нее сделать самолет? Вы мне поможете?
Логопед: Нет, бабушка, самолет не получится.
Б.Я. Какая жалость! А что получится?
Логопед: Ребята, давайте дадим название новому, будущему транспорту Бабы Яги: Ступа летает… Какое слово можно образовать из этих двух слов? (СТУПОЛЕТ)
Б.Я. Ой, как интересно! А это как? (ребята приделывают крылья ступе и хвост- пропеллер;)
Б.Я. Вот спасибо! Я теперь быстрее буду летать!
- Ну, а вы, ребятки, заслужили! Получайте свои сокровища! (достает коробку со сладостями и угощает детей)
Логопед: Ну, что ж, ребята, нам пора возвращаться домой. А хозяйке острова мы скажем: «До свидания!» (прицепились вагончиками и поехали под песню Крокодила Гены)
Воскресенская Татьяна Владимировна,
учитель-логопед,
МДОУ детский сад №1,
г. Ржев Тверская обл.