Цель логопедического занятия: Продолжать учить детей составлять описательные рассказы, используя схему.
Задачи:
Коррекционно–образовательные:
- Закреплять названия домашних птиц и их детенышей.
- Обогащать и активизировать словарь по данной теме.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление.
- Продолжать развивать у детей умения:
- Образовывать существительные множественного числа.
- Образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Коррекционно-воспитательные:
- Учить внимательно слушать собеседника.
- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационное: иллюстрации с домашними птицами, мяч.
Раздаточное: предметные разрезные картинки с домашними птицами.

Логопедическое занятие с детьми старшего возраста с ОНР по теме «Домашние птицы»
Ход занятия:
Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы».
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки — индюшонок,
А у утки есть утенок.
Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Сжимают и разжимают кулачки.
Стук в дверь. Входит курочка.
Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?
Дети отвечают
Логопед: Какая это птица?
Дети отвечают: домашняя.
Логопед: Почему? Каких домашних птиц вы знаете?
Логопед: Здравствуй курочка. Почему ты плачешь?
Курочка: Здравствуйте, ребята! Как же мне не плакать, снесла я яички, да не простые, а с сюрпризом. Хотела вам принести, угостить вас. Да пока гуляла с цыплятками, корзина с яичками пропала. Хитрая лиса из курятника корзину унесла. Одна за яичками идти боюсь, не справлюсь.
Логопед: А ты курочка знаешь дорогу до лисьего дома?
Курочка: Дорога длинная с препятствиями, а укажет нам ее волшебное яичко.
Логопед: Ну, что ребята поможем курочке. Показывай дорогу.
Логопед: Ребята, в какую сторону покатилось яичко?
Дети отвечают.
Курочка: Вот и первое препятствие. Игра «Назови правильно».
Логопед: Ребята, назовите папу, маму и птенца, как они голос подают.
Дети рассматривают картинки с домашними птицами и называют их.
Логопед: Молодцы! С этим препятствием вы справились. Идем дальше. Курочка, показывай дорогу.
Логопед: А сейчас в какую сторону покатилось яичко?
Дети отвечают: покатилось в правую сторону.
Курочка: Это препятствие называется «Назови птиц ласково».
Игра «Один-много». Логопед кидает мяч, а ребенок называет птицу ласково.
Логопед: Умницы! Вы справились с препятствием. Надо идти дальше. Курочка, показывай нам дорогу.
Логопед: Посмотрите, перья лежат. Видно, уже совсем близко домик лисы. Устали? Давайте поиграем с перьями — «Сдуй перо с ладошки».
Дети с ладошки сдувают перышко.
Курочка: Вот и третье препятствие «Исправь ошибку»
Логопед неправильно называет птенца у птицы, а дети исправляют.
Логопед: Молодцы! Справились. Продолжим наш путь. Ребята, а в какую сторону пошла курочка?
Дети отвечают в левую сторону.
Курочка: Вот мы и пришли к домику лисы. Давайте постучим.
Лиса: Здравствуйте!
Дети здороваются с лисой.
Лиса: Знаю, знаю, зачем пожаловали.
Курочка: Лисонька, отдай мне пожалуйста корзиночку.
Лиса: Ну ладно. Выполните мое задание, тогда отдам.
Соберите волшебные картинки.
Лиса: Молодцы! Справились с моим заданием.
Дети собирают разрезные картинки с домашними птицами.
Логопед: Лисонька, наши дети составляют описательные рассказы о домашних птицах.
Лиса: С удовольствием послушаю.
Дети составляют рассказы в парах. Договариваются, кто начинает, а кто продолжает рассказ.
Лиса: Спасибо ребята. Интересные рассказы. Курочка, отдам я тебе корзиночку.
Курочка: Спасибо лиса.
Лиса: Ну, а мне пора домой. Дел много. До свидания!
Логопед: И нам пора в детский сад.
Курочка: А я вам помогу быстро дойти по короткой дороге.
Дети возвращаются в детский сад.
Курочка. Спасибо ребятушки. Угощайтесь яичками с сюрпризом. А я побежала домой к моим цыпляткам.
Малых Наталья Юрьевна,
учитель-логопед,
НДОУ «Детский сад № 136″ ОАО «РЖД»,
г.Пермь