Логосказки в игровой, сказочной форме являются наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной логопедической работе.
Консультация для педагогов:
Логосказка в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Одним из видов инноваций в педагогической деятельности являются логосказки. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений.
В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.
Для успешного коррекционного процесса необходимо добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть.
Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.
Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
При использовании логосказки решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:
· развитие диалогической и монологической речи;
· повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;
· коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;
· создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;
· приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору;
· осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.
Виды логосказок
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно использовать следующие виды логосказок:
→ Артикуляционные ( развитие дыхания, артикуляционной моторики);
→ Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);
→ Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
→ Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
→ Сказки, способствующие формированию связной речи;
→ Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Логосказка — это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования.
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп.
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
• Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
• Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
• Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
• Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
• Произвольность (От переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре).
• Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:
· систематичности
· последовательности
· учета возрастных особенностей
· учета индивидуальных особенностей
· учета структуры дефекта
· поэтапности воспитания речи.
· а также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память.
Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего. Для постановки сказок подходят различные виды театров (пальчиковый, настольный, рукавичный, куклы-БИБАБО, куклы на палочках, театр «Притворщик»)
Логосказка может использоваться в разных видах деятельности:
• Продуктивная деятельность.
• Театральная деятельность.
• Коммуникативная
• Музыкальная деятельность
• Познавательная деятельность
Сказки могут представлять собой как целое занятие, и быть составляющей его частью, а также проводиться в форме дидактической игры.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Список литературы:
1. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике – Ростов н/Дону: Феникс 2006 г..
2. «Логопед», научно-методический журнал №1 – 2008 г..
3. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003 г..
Захарищева Ирина Николаевна.
учитель-логопед