Работа учителя – логопеда школьного отделения комплекса осуществляется по нескольким направлениям. Одним из основополагающих направлений является диагностика. Особенно важна диагностика устной речи учащихся, поступивших в первый класс, так как при своевременном выявлении и коррекции нарушений устной речи можно предупредить многочисленные трудности в овладении письмом и чтением.
Существует огромное количество пособий, направленных на диагностику нарушений устной речи первоклассников. Но многие из них очень объемны, а потому использование их при обследовании большого числа детей затруднено.
Мы предлагаем протокол обследования, который был сформирован в ходе многолетней диагностической работы. Он содержит минимальный перечень заданий, позволяющих оценить все компоненты речевой системы.
Удобнее диагностику проводить в два этапа, по 5 – 7 минут каждый. Сначала проходит знакомство с ребенком, в ходе которого устанавливается уровень его осведомленности (ФИО, имена родителей, дата рождения, адрес). Далее ребенку предлагается для пересказа текст «Горошины» (См. приложение № 1).
Нам кажется данный текст удобным для использования, так как он небольшой по объему, а, значит, доступен детям с трудностями запоминания. Кроме этого, он содержит лексический материал, позволяющий оценить дифференцированность словаря, усвоенные ребенком словообразовательные модели, а также трудности различения слов, близких по звучанию. В ходе пересказа оценивается грамматическое оформление высказывания и его лексическая наполняемость. Также отмечается уровень самостоятельности пересказа и его целостность.
В течение первого этапа обследования можно составить представление о состоянии звукопроизношения, фонематического восприятия и слоговой структуры ребенка. Однако во втором этапе предусмотрены пробы, направленные на уточнение этих данных, необходимые для определения уровня нарушения: ошибки только в самостоятельной речи или при отраженном проговаривании. Подобная дифференциация позволяет выявить детей, которые в бОльшей степени нуждаются в логопедической работе. Если ребенок справился со всеми заданиями первого этапа, то вторую часть обследования можно не проводить.
Данные, полученные в ходе обследования, заносятся в таблицу (См. приложение № 2). Обычно красным цветом выделяются компоненты речи, вызвавшие у ребенка затруднения. Таким образом облегчается отбор учащихся, нуждающихся в логопедической помощи в первую очередь.
Приложения скачать
Бабанина Юлия Викторовна,
учитель-логопед,
ГБОУ «Школа № 183″,
г. Москва