Методические рекомендации по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР

В статье говорится о трудностях овладения связной речью детей с ЗПР и возможности использования метода мнемотехники в обучении рассказыванию, предлагаются формы работы с мнемотаблицами и мнемосхемами.

Актуальность проблемы

МнемотехникаНаиболее сложная форма речевой деятельности — связная речь представляет собой развернутое изложение определенного содержания, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Соответственно дети с нарушениями речи часто отстают от сверстников в усвоении учебного материала по школьным предметам. Красивая грамотная речь является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Значительные сложности в овладении навыками связной контекстной речи наблюдаются у детей ЗПР. Трудности объясняются особенностями развития. При относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

У младших школьников с ЗПР ограничены представления об окружающем мире, отмечаются бедный словарный запас, грамматически неправильное оформление речи.

Школьники отличаются недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Ребенок испытывает трудности в отборе лексических средств, в способах выражения, лексико-грамматическом структурировании, в реализации замысла высказываний, в нарушении связности и последовательности изложения, в построении и удержании в памяти программ внутренней речи.

Реализация связного развернутого высказывания предполагает задействование контроля за процессом речевой деятельности с опорой на слуховое, зрительное восприятие.

Успешность обучения в школе зависит от уровня овладения детьми связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, оформление мысли языковыми средствами требуют достаточного развития уровня связной речи. Испытывая все перечисленные трудности, у школьников пропадает интерес не только к работе с текстами, но и в целом к учебному процессу в школе.

Каждый учитель знает, как трудно научить детей грамотно составлять рассказы и пересказывать. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для своевременной коррекции навыков связной речи, закладывания основ грамотного оформления своих высказываний.

Считаю, что чем раньше мы будем побуждать детей осознанно рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим их к обучению в среднем и старшем звене школы.

Обоснование использования метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей с ЗПР.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время для обучения дошкольников.

Я успешно использую этот метод при работе с младшими школьниками с ЗПР, т. к. наличие зрительного плана-схемы облегчает овладение связной речью. Мнемотаблицы и схемы-модели способствуют лучшему запоминанию материала.

Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т. В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л. Е. Белоусова предлагает детям зарисовывать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель использует и Т. Б. Полянская со старшей группы.

Так как я работаю с детьми младшего школьного звена, я использую готовые мнемотаблицы и схемы-модели.

Схемы-модели и мнемотаблицы учат фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Но при заполнении схемы-модели дети более активно включены в работу. Они предлагают сами, каким значком-символом или картинкой они заменят ключевое слово в предложении, выбирают цвета для рисунка. У школьников появляется интерес к данному виду деятельности. Дети проявляют активность при составлении рассказов и пересказе.

Наличие зрительного плана-схемы делает рассказы чёткими, связными и последовательными. Картинки у детей перед глазами — и это помогает удержать в памяти программу внутренней речи.

Использование мнемосхем, таблиц помогает установить последовательность излагаемого материала, проследить логические связи между предложениями в тексте. Также рисование и закрашивание на занятиях способствует развитию мелкой моторики детей.

При использовании мнемотехники, также как и при других методах работы с текстом активизируется словарный запас, расширяются представления об окружающем мире, развивается грамматический строй речи.

С помощью мнемотехники можно пересказывать, составлять рассказы-описания, творческие рассказы.

Цели метода: научить детей пересказывать, составлять рассказы

Задачи метода:

  1. Упражнять детей в пересказе, составлении рассказов, используя мнемотаблицы и мнемосхемы.
  2. Закреплять умение составлять текст связно, в логической последовательности.
  3. Активизировать в речи выражения, позволяющие начать и закончить текст.
  4. Расширить круг знаний об окружающем мире.
  5. Активизировать словарный запас.
  6. Совершенствовать грамматический строй речи.
  7. Пробудить желание пересказывать как на занятии, так и в повседневной жизни.
  8. Помочь преодолеть робость, застенчивость; научить свободно держаться перед аудиторией.

Формирование универсальных учебных действий:

Коммуникативные:

  • научить формулировать собственное мнение и позицию;
  • научить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • научить правильно задавать вопросы;
  • побудить детей к активному сотрудничеству на занятии.

Познавательные:

  • научить использовать мнемосхему для составления рассказа;
  • научить составлять рассказы в устной и письменной форме.

Личностные:

  • помочь преодолеть в себе робость, застенчивость;, научить свободно держаться перед аудиторией;
  • пробудить интерес детей к работе над составлением рассказа;
  • сформировать мотивацию для коррекции собственной речи.

Регулятивные:

  • научить принимать и сохранять поставленную задачу;
  • научить планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Ожидаемый результат: при условии систематического использования на логопедических занятиях разных типов мнемотаблиц и схем при обучении детей пересказу и составлению рассказов, должны улучшиться показатели связной речи детей.

Предлагаемая система работы не требует выделения в курсе логопедических занятий по дисграфии специальных часов, т. к. она соотносится с разделом программы «Связная речь».

Контингент детей, участвующих в апробировании данного метода в условиях школьного логопункта: учащиеся 3 класса КРО:

Р. А. ЗПР смешенного генеза. ОНР, 3 уровень. Дисграфия.
С. С. ЗПР смешенного генеза. ОНР, 3 уровень. Дисграфия.
С. А. ЗПР смешенного генеза. ОНР, 3 уровень. Дисграфия.
С. Д. ЗПР цереброорганического генеза. ОНР, 3 уровень. Дисграфия.

Содержание работы с использованием метода мнемотехники

Перед проведением занятия рекомендуется провести предварительную работу:

  • предложить детям найти познавательный материал на интересующую тему — статьи, книги, картинки (привлекаются к работе учителя, родители);
  • уточнить в беседе с детьми о уже сформированных представлениях об обсуждаемом предмете или явлении;
  • подготовка оборудования и раздаточного материала логопедом;
  • выбор логопедом приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

В занятия я включаю подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов.

На занятиях идёт работа по увеличению словарного запаса. Подбираются глаголы, прилагательные, слова-синонимы в контексте данного рассказа. Эти слова записываются рядом с мнемотаблицей или схемой-моделью на доске, чтобы учащиеся их использовали в своём рассказе. Отвечая на вопросы логопеда по тексту, учащиеся совершенствуют грамматический строй речи.

Формы работы

Пересказ, составление рассказа по картинке с опорой на мнемотаблицу.

Я провожу работу по мнемотаблице в несколько этапов:

  1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
  2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
  3. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Если дети затрудняются, я оказываю помощь в виде наводящих вопросов или повтора предложений. Большая работа идёт с детьми по обучению чтению символов. У детей с ЗПР ограничены представления об окружающем мире, они путают и не запоминают последовательность времён года, поэтому через тексты я знакомлю детей с сезонными явлениями природы . С этой целью использую мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна».

Школьники затрудняются в выражении логической последовательности действий, поэтому я использую тексты, где чётко и последовательно отражается смена действий — «Как Люба варила компот». На занятии выслушивается рассказ каждого ребёнка.

Составление рассказа по картинке, рассказа-описания с опорой на схемы-модели

Этапы работы по схеме-модели:

  1. Замена ключевых слов в предложениях значками-символами, зарисовывание предметов и явлений действительности не только символами, но и картинками, буквами или словами.
  2. Использование схемы-модели как план пересказа.
  3. Закрепление навыков рассказывания путём неоднократного повторения текста с опорой на схему-модель

Составляем рассказы по картинке («Подарок маме», «Уборка урожая»), где последовательность предложений в рассказе отражаем в схеме-модели. Через составление рассказа-описания я знакомлю детей с характерными особенностями животных и птиц: «Белочка», «Снегири», «Кот Васька», «Баран Богдан».

Детям раздаются альбомные листы с заготовками для схем-моделей, например, в виде окружностей, расположенных по кругу.

Та окружность, с которой будет начинаться рассказ, отмечается красным цветом. В процессе составления рассказа окружности детьми заполняются рисунками, схематичным изображением предметов или буквами. В процессе обсуждения логопед предлагает вариант изображения, но окончательный выбор остаётся за учеником. Модели-схемы одновременно заполняются логопедом на доске и учениками на листах. Затем после рассказа логопеда выслушиваются рассказы детей.

Творческие рассказы с опорой на мнемотаблицы или схемы-модели

Эту форму работы можно использовать на заключительных этапах работы над связной речью.

Предлагаются мнемотаблицы, в которых некоторые квадраты не заполнены. Дети должны придумать своё развитие событий, но чтобы оно вписывалось в общий план содержания текста. Если используются модели-схемы, то начало рассказа учащиеся составляют вместе с логопедом, а конец придумывают самостоятельно. Затем выслушивается рассказ каждого ребёнка.

Вывод:

По итогам работы можно сделать вывод, что показатели связной речи улучшились. Дети лучше стали пересказывать, составлять рассказы по картинкам, используя мнемотаблицы и мнемосхемы. Тексты стали более связные, выстроенные в логической последовательности. Используя метод мнемотехники, можно повысить и мотивацию учащихся к обучению.

Кухоренко Анна Александровна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ №8, г. Самара

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Мастер-класс Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.