Методическая разработка по обучению детей с общим недоразвитием речи 5 летнего возраста навыкам звукового анализа

Три поросёнкаМетодическая разработка по обучению детей с общим недоразвитием речи 5 летнего возраста (старшая группа) навыкам звукового анализа:

  • Наличие/отсутствие звука в слове;
  • Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.

А так же обучение навыкам анализа и синтеза на примере четырёх гласных звуков по мотивам сказки «Три поросёнка».

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда Пашковой Елены Николаевны и детей старшей логопедической группы по формированию навыка звукового анализа и синтеза по мотивам сказки «Три поросёнка».

Цели:

  • Закрепить навык определения наличия звука в слове.
  • Закрепить навык определения первого гласного звука в словах в ударной и безударной позиции.
  • Закрепить навык полного звукового анализа и синтеза на примере трёх гласных звуков:
  • Закрепить навык определения позиции звука /начало, середина, конец/ в слове;
  • Содействовать взаимодействию межполушарных связей посредством выполнения упражнений на переключение;
  • Развивать интонационную выразительность речи;
  • Развивать навык речевого дыхания.

Оборудование:

  • Картинки с изображением волка, трёх поросят и их домиков, символы гласных звуков, мячи и корзины, картинки с изображением предметов, где разные гласные звуки находятся в различных позициях, магнитная доска, ноутбук.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сейчас ко мне пойдут дети в таком порядке, каком я назову:

Андрей, Петя, Максим.
Саша, Илья Бобров, Кирилл.
Илья Кузнецов, Тимофей, Сергей.
Полина, Женя, Алёна.

2. Введение в тему.

Логопед: Дети, к нам идёт в гости сказка. Кто догадался – какая? /на магнитную доску прикрепляются фигурки трёх поросят/ — Три поросёнка.

3. Выделить гласный в имени и прикрепить символ.

- Правильно. Какие имена у поросят? – Ниф-Ниф, Нуф–Нуф, Наф–Наф.

- Какие они все розовые, симпатичные и похожие. Как же нам их различить?

- Я хочу прикрепить символы, чтобы мы не запутались. Помогите мне.

На доску прикрепляются символы звуков А, У, И.

Логопед голосом выделяет в имени поросёнка гласный и спрашивает у детей, догадались ли они, какой символ подойдёт этому поросёнку?

Каждому поросёнку свой символ гласного.

- Произнесите звуки. /А, У, И/

- Какие это звуки? /гласные/

- Каким образом они произносятся? /нет преграды во рту/

- Почему их назвали гласные? /от слова голос/

Логопед:

- Но в лесу неподалёку жил волк. Символ какого гласного звука он получит? /О/

4. Определить первый гласный звук в слове.

Всё лето поросята играли и веселились.

Делали зарядку и подпевали любимые гласные.

Логоритмические упражнения с гласными /по методике А.Я. Мухиной/

Тренировали меткость глаза и точность руки.

Бросить мяч в корзину, /на корзине символ гласного звука, а на мяче картинка, где нужно определить 1-й гласный звук. Мяч с картинкой кинуть в нужную корзину.

Лексический материал:

  • арбуз, ослик, ананас, игры, ива, осы, облако, улитка, утюг, овощи, иглы, азбука.

5. Звуковой анализ и синтез трёх звуков.

Логопед раздаёт трём детям символы гласных звуков А, У, И.

И А У У И А А У И (символы оставить на доске)

- Сколько звуков всего?

- Какой 1-й звук?

- Какой последний?

- Какой 2-й?

- Между какими звуками находится звук …?

- Перед каким звуком стоит звук…?

- После какого звука стоит звук…?

6. Произнесение звукосочетания А У И с разной интонацией.

Логопед: /от имени волка/ OХ. Как хорошо повизгивают эти поросята. Пусть ещё нагуляют жир. Попозже я их съем!

Логопед демонстрирует «мордочки» с изображением разных эмоций.

Испуг, грусть, удивление, задумчивость, злость, веселье.

- Так весело сказал НИФ — НИФ — ещё погуляем!.

- Так грустно сказал НУФ – НУФ — ещё погуляем… и т.д.

7. Упражнение на переключение. /с музыкальным сопровождением/

Упражнение «кулак – ладонь» — для развития межполушарного взаимодействия.

8. Расселить поросят в домики.

Логопед:

- Ой, как холодно вдруг стало?
Строить дом пора настала!

Ниф–Ниф: Я возиться не люблю,
Я соломы навалю.

Нуф–Нуф: Из соломы дом непрочный
Ветки лучше, знаю точно.

Наф–Наф: Ну уж нет, я всех умней.
Дом построю из камней.

Дети «расселяют поросят в домики».

9. Проснулся ВОЛК.

Логопед от имени волка: Пора мне пообедать!

- Что же делать, дети, чтобы волк не съел поросят?

- Нужно его покормить.

Волк: Я согласен на еду, но если в названии каждого продукта будет звук О и положите мне всё в три тарелки!

На тарелках схемы слов, где звук О – в начале, середине, конце слова.

/торт, сок, овощи, батон, картошка, эскимо, молоко, окунь, кость/

10. Танец поросят и волка под музыку из мультфильма «Три поросёнка».

Итог занятия.

Пашкова Елена Николаевна,
учитель-логопед
дошкольного отделения «Дельфинёнок»
ГБОУ СОШ №878 г. Москвы, ЮАО

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.