Методическая разработка для логопедов «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, как средство развития речи»

Развитие мелкой моторикиИз опыта работы с детьми раннего возраста с ЗПРР, ЗПМ и РР особенно заметно несовершенство мелкой моторики пальцев рук, зрительно-моторной координации, что тормозит у детей развитие речи, формирование графомоторных навыков, способность ознакомления с окружающим.

Моей задачей, как логопеда, является глубокое и всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка:

  • уровень развития познавательной деятельности,
  • эмоционально — волевой сферы,
  • ведущей деятельности возраста.

Применяя критериально-ориентировочные методики, определяю уровень нервно-психического развития ребенка и разрабатываю план коррекционных мероприятий. Дифференциальная диагностика дает возможность определить структуру дефекта и выстроить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка.

О значении развития мелкой моторики у детей раннего возраста для развития речи

Вся история развития человечества доказывает, что движение руки, пальцев, тесно связано с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Большое стимулирующее влияние функции руки на развитие речи отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

В 1782 году выдающийся русский просветитель утверждал, что (натуральное побуждение к действию над вещами, у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития). Н.И.Новиков.

Невропатолог и психотерапевт В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

В 1873году немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов.

И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. «Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию».

Исследованиями установлено, что становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности мелкой моторики пальцев рук. М.М. Кольцова.

«Использование любой предметной деятельности, в том числе и изобразительной с целью развития речи находит широкое применение в дефектологии». С.А. Миронова.

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. М.М. Кольцова. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Она является, собственно ее частью. Передняя центральная извилина мозга — это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то, или иное движение.

Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон, навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Поэтому развитие мелкой моторики является, неотъемлемой часть коррекционной работы, как средство предупреждения речевых отклонений.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно важными умениями, их этому надо учить.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат малыша.

Например, такая испытанная веками потешка, «Ладушки-ладушки», заставляет малыша прислушаться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им, хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову.

Народ создал чудесные произведения: потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Упражнялись в произнесении звуков.

Для сенсорного развития, совершенствования ловкости рук, таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разнообразные шары и др. Детей привлекает красочность этих игрушек. Забавность действий с ними (трогать, ощупывать, гладить, двигать, вынимать и вкладывать).

Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, величины. Овладевает разнообразными движениями и действиями. При этом словарь обогащается названиями не только предметов, но и действий с ними, признаками.

За основу физиологической нормы развития кисти и пальцев рук взяла показатели развития мелкой моторики по А. Гезеллу.

Занимаясь с детьми необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные и физиологические особенности. Планируя работу по развитию мелкой моторики, также необходимо учитывать сензитивные периоды возрастного развития ребенка, наиболее благоприятные для освоения тех или иных видов деятельности.

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 года жизни с ЗПРР, ЗПМ и РР я составила согласно тематическому планированию по развитию речи.

Задачи коррекционной работы:

  1. Привлекать внимание детей к окружающим предметам и способам действия с ними.
  2. Нормализовать тонус мелких мышц рук.
  3. Учить правильному захвату предметов, выделять форму, цвет, величину предметов.
  4. Развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения пальчиков. Совершенствовать действия рук в соответствии со стихотворным текстом.
  5. Расширять запас понимаемых слов по лексическим темам.
  6. Стимулировать речевую активность: заменять звукоподражательные слова общеупотребительными, строить фразы из 2-3 слов. Использовать в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия и предлоги.

В работе руководствуюсь следующими принципами:

  • принцип единства ранней диагностики и коррекции;
  • принцип качественного анализа результатов обследования;
  • принцип комплексного подхода;
  • принцип динамического изучения;
  • принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с ЗПРР, ЗПМ и РР;
  • принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания.

Использую методические приемы обучения:

  • показ с называнием;
  • выполнение действий по образцу, совместно, по слову;
  • многократное проговаривание речевого материала;
  • просьбы, поручения;
  • отраженное произнесение слова;
  • договаривание слова в знакомой ребенку обстановке;
  • самостоятельное произнесение слова;
  • ответы на конкретные вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой предмет по величине (по форме, по цвету)?;
  • опосредованное общение через куклу (игрушку);
  • комментирование действий.

Развитие мелкой моторики провожу по следующим направлениям:

  1. Развитие тактильного восприятия.
  2. Фольклорные пальчиковые игры.
  3. Игры с водой. Самомассаж.
  4. Игры на выкладывание.
  5. Игры с пластилином.
  6. Игры на нанизывание.
  7. Игры с бумагой.
  8. Игры с мозаикой.

В результате работы по данным направлениям дети с удовольствием играют, слушают взрослого и стараются согласованно выполнять движения руками в соответствии со стихотворным текстом, движения рук стали более координированными. Малыши сопровождают свои действия речью, заучивают небольшие четверостишия, в активной речи используют 2-3 словную фразу.

Желовская Ольга Юрьевна
логопед первой кв. категории,
ГКУЗ КО КДРС «Теплый дом»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Методики Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.