Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Рука ребёнка физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.
Очень часто, мы замечаем, что у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мелких мышц рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Воздействуя на тонус руки ребёнка, мы можем влиять на тонус речевого аппарата.
Вниманию коллег и родителей представлены пособия, сделанные своими руками, которые можно использовать для развития мелкой моторики рук, а также, для формирования цветового гнозиса, формирования математических представлений, развития тактильных ощущений, на этапе автоматизации и дифференциации звуков.
I. Игра-пособие «Волшебная яблонька».
Вариант первый.
Цель: развитие мелкой моторики, развитие цветового восприятия, упражнение в счёте.
Ребёнок собирает урожай: снимает яблоки и складывает в корзины, Красные – в одну корзину, жёлтые — в другую.
- Посчитай сколько красных яблок, а сколько жёлтых?
Вариант второй.
Цель: развитие зрительно – пространственного восприятия, формировать умение определять размеры предмета.
«Давай украсим яблоньку».
- Ребёнок распределяет яблоки по размеру: наверх – маленькие, в центре — средние по размеру, внизу – большие.
Вариант третий.
Цель: автоматизация звуков в слогах; обучение слоговому чтению.
Ребёнок вешает или снимает яблоко, на котором написан слог и произносит его. Если ребёнок читающий, то можно попытаться составить слово.
Вариант четвёртый.
Цель: формирование фонематического восприятия.
На яблоки прикреплены картинки. Ребёнку предлагается выбрать и снять с дерева картинки, в названии которых есть заданный звук.
Педагог может сам выбрать вариант задания, который ему необходим на каком – либо из этапов. Эта игра очень вариативна.
II. «Весёлые котята».
Пособие для самомассажа пальцев рук выполнено из прищепок с наклеенными картинками котят.
«Кусая» пальчики приговариваем:
Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь,
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться — скажу тебе: «Кыш!»
(О. И. Крупенчук)
III. Пособие-шнуровка «Ежик».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие зрительного и цветового восприятия. Можно предложить шнурки разного цвета. Ребенку предлагается вплести шнурок разными способами.
IV. Пособие для самомассажа «Колючка».
Цель: активизация биологически важных точек на мышцах пальцев и ладонях.
Шарик я в руках катаю,
Свои ручки разминаю.
Шарик перестал кататься,
Ручки стали расслабляться.
Машкова Наталья Павловна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МБДОУ «Калининский детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по
познавательно-речевому направлению
развития детей «Солнышко»,
п. Калининский, Кемеровская область