Методы формирования грамматической системы словоизменения

На первом этапе для формирования названных операций следует использовать такие морфемы, которые необходимы, с одной стороны, для грамматического оформления предложения, с другой – выражают наиболее легко воспринимаемые значения:

а) формы единственного и множественного числа существительных и глаголов;
б) падежные формы в их основных значениях;
в) родовые окончания глаголов, прилагательных;

Важно подвести ребенка к усвоению системы окончаний, системы организации синтаксических морфем в языке. С этой целью необходимо отработать связь между значением указанных морфем, выражающим это значение звукокомплексом и реализующими его движениями. Поэтому каждая морфема отрабатывается серией последовательных упражнений:

-    формируется направленность внимания на звуковое оформление морфемы путём её многократного воспроизведения педагогом в различных ситуациях речевого общения с фиксацией внимания ребенка на её оральном образе. Причем, ребенок обращает внимание на звуковой образ морфемы, если косвенные морфемы сопоставляются с нулевыми (например, это зайка. Дай морковку зайке).

- в дальнейшем, детям читают специально подобранные тексты, насыщенные прорабатываемой морфемой, и формируют наблюдения ребенка за использованием морфемы в речи;

-    после этих упражнений проводится сопоставление словоформ с данной морфемой и выделение последней, например: Слушай, мы видели зайку, утку, белку, лису. Скажи, что слышится в конце этих слов? Выделенная морфема соотносится с буквой.

Далее постепенно формируется навык самостоятельного использования морфемы путем её добавления в слово, произносимое педагогом. Например, логопед говорит: Мальчик поймал зай-(ку). Затем ребенок самостоятельно конструирует словоформу, отвечая на вопрос педагога или дополняя произнесённое им предложение; например, логопед, демонстрируя картинку, произносит: Лиса ест … (рыбу).

Такова общая схема работы над каждой морфемой.

Рассмотрим задания, направленные на формирование практического навыка вычленения числовых окончаний существительных и глаголов. Дети по инструкции педагога показывают предметы в единственном и множественном числе (покажи, где белка, где белки), находят и приносят один или несколько предметов (яблоко – яблоки). Проводится игра в лото, где один и тот же предмет изображен в единственном и множественном числе. Предъявляются задания на классификацию предметов по их количеству: детям раздают набор картинок с изображением одних и тех же предметов в единственном и множественном числе. Логопед берёт 2-4 картинки и раскладывает их в разные стороны, соответственно количеству (один – много) изображенных на них предметов. Дети самостоятельно раскладывают оставшиеся картинки и называют их.

Организуются наблюдения ребенка за использованием форм единственного и множественного числа существительных в речи в процессе чтения педагогом специально подобранных текстов с интонационным выделением указанных окончаний.

После этого детей подводят к практическому выделению прорабатываемых морфем. Для этого логопед подбирает несколько существительных и глаголов с однотипными окончаниями и произносит их, выделяя голосом, например:

слоны        белки        читает        читают
зайцы        вилки        играет        играют
грибы        ложки        пишет        пишут
осы            чашки        копает        копают

Дети должны ответить, что слышится в конце названных слов. Окончания, состоящие из одного звука, изображают графически.

С учетом лингвистических факторов дифференциация единственного и множественного числа существительных, и прежде всего закрепление формы множественного числа, проводится в следующей последовательности.

1. Формы множественного числа с окончанием -ы (стол — столы).
2. Формы множественного числа с окончанием -и (мяч — мячи).
3. Формы множественного числа с окончанием -а (дом — дома).
4. Формы множественного числа с окончанием -ja (стул — стулья).

В процессе работы грамматической формы с той или иной флексией рекомендуется также определенная последовательность. Рассмотрим эту последовательность на примере формы множественного числа с окончанием -ы:

а)    словоформа с ударным окончанием, с одинаковой звуковой структурой основы форм слова (кот — коты, стол — столы);
б)    форма множественного числа с безударным окончанием с одинаковой звуковой структурой основы (слива — сливы);
в)    форма множественного числа с ударным окончанием, но с измененной звуковой структурой основы (чередование звуков, различение суффиксов и др.). Например: лев — львы, сон — сны;
г)    словоформа с безударным окончанием и с измененной звуковой структурой основы слова (дятел — дятлы, перец — перцы);
д)    дифференциация грамматических форм с различными флексиями.

Приобретенные знания закрепляются путем самостоятельного образования ребенком форм единственного и множественного числа существительных и глаголов.

Например:

Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

У взрослого один предмет, у ребенка (« на прилавке магазина») — несколько предметов. Логопед: У меня яблоко, а в магазине? Ребенок: А в магазине — яблоки. Логопед: У меня огурец, а в магазине? Ребенок: А в магазине — огурцы. И т. д.

При формировании навыка практического вычленения падежных окончаний необходимо последовательно вводить в работу словосочетания с основными значениями падежей. Последовательность их прохождения определяется в данных случаях легкостью усвоения детьми падежных форм в онтогенезе.

С учетом появления косвенных падежей существительных в онтогенезе рекомендуется следующая последовательность:

1)    винительный падеж;
2)    родительный падеж;
3)    дательный падеж;
4)    предложный падеж;
5)    творительный падеж.

Винительный падеж прямого объекта отрабатывается в процессе ответа на вопросы кого? (что?) – Ты видишь, рисуешь, ешь и т.д. Помимо ответов на вопросы по картинкам для формирования данного значения винительного падежа можно использовать игры: «Чудесный мешочек» (кого, что ты достал?); «Магазин» (кого, что ты купил?); «В зоопарке» (кого ты видел?); « В гостях у Мишки» (что Мишка дал белке, зайцу, лисе и т.д.?); выполнение поручений (это Мишка, возьми Мишку, надень на него шапку. Это зайка, возьми зайку, надень на него пальто. Это лиса, возьми лису и положи её спать); ответы на вопросы в процессе рисования, изготовления поделок (кого, что ты нарисовал, сделал?).
Винительный падеж пространственных отношений формируется в процессе ответов на вопрос куда? по специально подобранным картинкам. (Куда мальчик посадил Мишку? Куда идут дети? и т.п.), выполнения инструкций (Это ложка. Положи ложку в чашку, в стакан. Куда ты положил ложку? Это карандаш. Положи карандаш в книгу, на парту. Куда ты положил карандаш?). Подбираются и прорабатываются указанным способом связные тексты.

Игра «Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных).

Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному.
Морковь, свеклу, репу, редис выдергивают.
Огурцы, помидоры, горох срывают.
Картофель выкапывают.

Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ? »
Дети составляют предложения типа: Морковь выдергивают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу выдергивают. И т. д.

Игра «Огород» (закрепление формы винительного падежа).

Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает: «Лена, что ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы.) «Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис.) «Вова, что ты посадишь?» (Я посажу капусту.) и т. д.

Игра «Кто подберет больше слов?» (закрепление формы винительного падежа).

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

-    Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)
-    Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)
-    Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)
-    Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)
-    Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)
-    Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)
— Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

Игра «Охотник и пастух» (закрепление формы винительного падежа по теме «Домашние и дикие животные»).

На доске картинки: слева—   «охотник», справа — «пастух». Внизу под этими картинками изображения диких и домашних животных.

-    Кто изображен на картинках вверху? (Охотник, пастух.)
-    Что делает пастух? (Пастух пасет домашних животных.)
-    Что делает охотник? (Охотник охотится на диких животных.)

Логопед предлагает детям поставить картинки с изображением домашних и диких животных под соответствующими картинками пастуха и охотника.

Затем логопед задает вопросы, указывая на картинку с изображением животных.

- Пастух пасет кого? (Корову, козу, овцу, свинью… Коров, коз, овец, свиней…)
— Охотник охотится на кого? (На медведя, зайца, лису, волка… На медведей, зайцев, лис, волков…)

Родительный падеж для обозначения лица, которому что-либо принадлежит, отрабатывается в процессе ответов на вопрос у кого? (У кого пушистый хвост? У кого котята? У кого утята? и т.п.); родительный падеж в значении материала, из которого сделан предмет: из чего? (Из чего варят варенье? Из чего сделана снежная баба?); для обозначения пространственных отношений – откуда? (Откуда съезжают дети на санках? Откуда идёт дым?).

Для формирования названных значений родительного падежа используется следующий речевой материал: дидактические игры «Найдите своих мам» (сопровождается словами «Ежата у ежа, слонята у слона, зайчата у зайца, котята у кошки и т.д.»); «Чего не стало на столе» («На столе не стало слона, утки и т.д.»); «В гостях» (лиса пила из чашки, заяц из кружки, медведь из стакана и т.д.); ребята готовят угощение для зверей – лепят различные предметы (морковку – для зайки, ягоды – для Мишки, орехи – для белки, рыбку – для лисы и т.д.); лото «Из чего сделано» (из железа, из стекла, из глины); «Приготовление обеда2 (варить суп из капусты, свеклы, картошки, компот из сливы, вишни и т.д.). Отгадывание загадок (У кого пушистый хвост? У кого колючие иголки? У кого длинный хобот? и т.п.).

Игра «Что без чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда»).

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Логопед задает вопрос: «Что без чего?»

Стул без ножки.                 Машина без колеса.
Стул без спинки.                 Шуба без воротника.
Кастрюля без ручки.             Чайник без носика.
Платье без рукава.             Расчёска без зубчиков.
Кофта без пуговиц.             Грузовик без фары.
Ботинки без шнурков.

Игра в лото «Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа).

Детям раздают карточки лото с изображением двух и пяти предметов. Например, два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т. д.
Логопед называет предмет. Дети находят на карточке изображение предмета и определяют количество, называют словосочетание числитель¬ного с существительным и закрывают картинку фишкой.
Выигрывает тот, кто правильно называл количество предметов и раньше других закрыл все карточки лото.
Дательный падеж косвенного объекта формируется в процессе ответов на вопросы: кому? чему? («Кому нужно молоко, орехи, морковка, трава; кому я бросаю мяч? и т.д.); пространственных отношений: к чему? к кому? (К чему я подошел?).

Для формирования указанных значений дательного падежа используются дидактические игры; игра в мяч (Коля, Ира), бросаю (бросила) мяч Вале, Наде; «Кто что одевает?» (мальчику нужны брюки, рубашка, кепка; девочке – платье, юбка, туфли и т.д.); игра с куклой, её одевание (Ира надела кукле платье; Валя надела кукле туфли и т.д.); лото «Кому что нужно» (орехи – белке, яблоки – ежу, морковка – зайцу, малина – медведю и т.д.). Чтение логопедом специальных текстов, ответы на вопросы, добавление пропущенных слов.

Игра «Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные»).

На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (сено, яблоко, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.).
На столе — игрушечные животные (корова, лошадь, еж, белка, медведь, кошка, собака, свинья).
В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»

Сено дадим корове, лошади.
Грибы дадим белке.
Орехи тоже дадим белке.
Яблоко дадим ежу.
Малину дадим медведю.
Мед дадим тоже медведю.
Молоко дадим кошке.
Косточку дадим собаке.
Овощи дадим свинье.

Игра «Угадай, кому нужны эти предметы?» (закрепление формы дательного падежа существительных).

На доске расставлены картинки. Слева — те, на которых изображены люди разных профессий и занятий; на этих картинках не хватает каких-то определенных предметов. Справа — картинки с недостающими предметами.
Логопед показывает детям предмет, предлагает назвать, кому он нужен, и положить изображение этого предмета к соответствующей картинке.

Указка — учителю,
весы — продавцу,
термометр — доктору,
кисть — художнику,
шприц — медсестре,
ружье — охотнику,
удочка — рыболову,
ножницы — парикмахеру.

Заучивание стихотворения «Кому что?» и его анализ (закрепление формы дательного падежа существительных).

Иголке — нитка,
Уткам — пруд,
Забору — калитка,
А лентяю — труд,
Супу — картошка.
Солнышко — лету,
А книжке — обложка.
Стихи — поэту,
А братишке — сестра,
И всем воскресенья нужны,
Без сомненья.

Предложный падеж пространственных отношений формируется в процессе ответов на вопросы: где? на чём? в чём?; мысли и чувства: о ком? о чём? Также используются дидактические игры в лото («Где кто живет?» – в доме, в берлоге, в норе, в дупле и т.д., «Где что растёт» – на огороде, на лугу, в лесу); «На чём (как) люди передвигаются» – на машине, трамвае, автобусе, самолёте.

Игра «Где что растет?» (закрепление формы предложного падежа).

На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.
Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?
Дети: Овощи растут на огороде.
Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

Игра «Кто где живет?» (закрепление формы существительных предложного падежа).
На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»

Собака живет в конуре.
Белка живет в дупле.
Лиса живет в норе.
Ежик живет в гнезде.
Медведь зимует в берлоге.
Мышка живет в норе.
Волк живет в логове.
Лошади живут в конюшне.
Корова живет в коровнике.
Свиньи живут в свинарнике.
Телята живут в телятнике.
Кролики живут в крольчатнике.

Творительный падеж имеет наибольшее количество значений, и его усвоение для детей является наиболее трудным. Творительный падеж в значении орудия действия отрабатывается в процессе усвоения вопросов: кем? чем?; для обозначения временных отношений: когда?; творительный падеж совместности действия: с кем? с чем?; пространственных отношений: под чем? над чем? Помимо этого детям предлагается к названиям действий подобрать названия орудий, с помощью которых эти действия выполняются, добавить в текст пропущенные слова (картинки).

Игра «Кто чем управляет?» (закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт»).

На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Кто управляет автобусом, самолетом…?» Дети должны ответить полным предложением.

Автобусом управляет водитель. Грузовиком управляет шофер. Поездом управляет машинист. Вертолетом управляет вертолетчик. Самолетом управляет летчик. Кораблем управляет капитан. Мотоциклом управляет мотоциклист. Велосипедом управляет велосипедист. Ракетой управляет космонавт.

Игра «Кто чем работает?» (закрепление формы творительного падежа существительных).

Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.) Логопед просит детей ответить на вопрос: «Кто чем работает? »

Парикмахер — ножницами,
маляр — кистью,
плотник — топором,
дворник — метлой,
лесоруб — пилой,
садовник — лопатой.

Ответы на вопрос «Чем можно?» (закрепление формы творительного падежа).

Работа проводится с использованием картинок (см. в тексе выше).
Рубить — топором, резать — ножом, ножницами, умываться — водой, пилить — пилой, вытираться — полотенцем, рисовать — кисточкой, писать — ручкой, вытирать — тряпкой, причесываться — расческой, упаковывать — бумагой, есть — ложкой.

Игра « Что с чем?», или «Назвать пары предметов» (закрепление формы творительного падежа с предлогом с).

Детям предлагаются картинки, например: полка с книгами, тарелка с яблоками, банка с вареньем, карандаши с коробкой, корзина с грибами, ваза с цветами.

На всех этапах работы сначала прорабатываются одни однотипные окончания (например, мужского рода – слона, волка, льва, тигра, а затем женского рода – лису, белку, утку).

Рассмотрим систему работы по формированию навыка практического вычленения родовых окончаний. Как известно, раньше и быстрее дети овладевают разграничением родовых окончаний глаголов прошедшего времени мужского и женского родов, затем начинают формироваться окончания прилагательных, в дальнейшем формируется дифференциация падежных форм по типам склонения, и в последнюю очередь разграничиваются родовые окончания числительных. Поэтому детям можно предложить такие задания.

Определение рода существительного по форме глагола прошедшего времени, соотнесение существительного с соответствующим местоимением или прилагательным при прослушивании специально подобранных текстов, определение существительного по грамматической форме прилагательного.

Затем детей подводят к практическому выделению родовых окончаний глаголов и прилагательных. С этой целью отрабатывается ряд слов с однотипными окончаниями: ел, пел, шёл, ела, пела, шла. Дети определяют, какие звуки слышатся в конце заданных слов и выполняют упражнения на использование указанных форм в собственной речи.

Мартьянова Ксения Николаевна,
учитель-логопед ГОУ детский сад
комбинированного вида № 1565, г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.