Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять особое внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом -ик, стол -ик), выделение этой общей морфемы, уточнение ее значения.

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно — параллельно.

Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования.

 

I  этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей


Существительные

Образование уменьшительно — ласкательных существительных с

суффиксами: -к -, -ик-, -чик-.

Глаголы

а)  Дифференциация совершенного и несовершенного вида;

б) Возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -и-.

 

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Существительные

Уменьшительно — ласкательные существительные с суффиксами: -   -оньк-, -еньк-, -ышек-„ -ышк-.

Образование существительных с суффиксом -ниц- (сахарница). Образование существительных с суффиксом -инк- (пылинка), с суффиксом -ин- (виноградина)

Глаголы

Глаголы с приставками в- — вы-, на- — вы-.

Глаголы пространственного значения с приставкой при-.

Прилагательные

а)  Притяжательные прилагательные с суффиксом -и- без
чередования (лисий);

б) относительные прилагательные с суффиксами: -н-, -ан-, -ян-, -енн-.;

в) качественные прилагательные с суффиксами: -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

 

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Существительные

Образование названий профессий. Глаголы

-Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до-.

Прилагательные

а)  Притяжательные прилагательные с суффиксом -и- с чередованием (волчий);

б) относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;

в) качественные прилагательные с суффиксом -оват-, -еньк-.

 

Работы над словообразовательными аффиксами осуществляется следующим образом:

1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом по назначению (косичка, лисичка). При этом подбирают слова одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.

2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.

3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (-ик- вносит значение уменьшительности).

5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.

6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).

7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

а)   сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим  аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и звучанию;

б)     сравниваются   родственные   слова   (мотивирующее   и производное), определяются, чем сходны и чем отличаются эти слова.

Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используется графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем   к   ней   добавляются   графические   обозначения   звуков, составляющих тот или иной аффикс.

 

Формирование словообразования существительных.

Образование уменьшительно- ласкательных существительных.

1.  Существительные с суффиксом -ик- (м. р.)

-         без изменения звуковой структуры корня производного слова:
дом — домик; нос — носик,

-         с чередованием глухих и звонких звуков в корне:
таз — тазик; клюв — клювик.

2.  С суффиксом -чик- (м. р.)

-   без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и
производного слова:

забор — заборчик; шкаф — шкафчик,

-   с изменением звуковой структуры производного слова:
рукав — рукавчик.

3.  С суффиксом -к-

-   существительное женского рода без изменения звуковой
структуры слова:

лапа — лапка; туча — тучка.

-   существительное женского рода с изменением звуковой
структуры корня:

шуба — шубка; синица — синичка; капля — капелька.

-    существительное среднего рода от основ на -ц-;
кольцо — колечко; крыльцо — крылечко.

4.  С суффиксом -очк-, -ечк-

-   словообразование ласкательных собственных имен мужского и
женского рода на -а-, -я-:

Аня — Анечка; Дима — Димочка.

-   неодушевленные существительные женского рода:
лента — ленточка; звезда — звездочка.

5.  Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-:

вода — водичка; коса — косичка.

6.  Существительные женского рода с суффиксами -оньк-, -еньк-:

-   без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а-, -я-:

Маша — Машенька; Даша — Дашенька.

-   нарицательные существительные мужского и женского рода без
изменения звуковой структуры корня слова:

береза — березонька; дочь — доченька.

-   с изменением звуковой структуры корня слова:
рука — рученька; дорога — дороженька.

7.  С суффиксом -ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-:

-   Существительные мужского, женского и среднего рода с суффиксам -ушк-:

дед — дедушка; поле — полюшко; зима — зимушка.

-         существительные среднего рода с суффиксом -ышк-:
перо — перышко; зерно — зернышко.

-         с суффиксами -иц-, -ец-, -ц-:

лужа — лужица (существительные женского рода -иц-)

мороз — морозец; письмо — письмецо (существительные мужского и среднего рода -ец-)

пыль — пыльца; мыло — мыльце (существительные женского и среднего рода -ц-).

б)  Образование существительных с суффиксом -ниц- со значением вместилища (посуды).

1.  При сохранении звуковой структуры корня слова:

-   суп — супница; сахар — сахарница.

2.  С чередованием, смягчением, оглушением согласных звуков корня:

-   хлеб — хлебница; селедка — селедочница.

в) Образование существительных с помощью суффикса -инк-.

1.  С сохранением звуковой структуры корня:

-   бусы — бусинка; роса — росинка.

2.  С чередованием звуков в корне слова:

-горох — горошинка; пух — пушинка.

г)  Образование названий детенышей животных и птиц:

1.  Без изменения звуковой структуры корня:

-   гусь — гусенок — гусята.

2.  С чередованием звуков в корне слова:

-   волк — волчонок — волчата.

3.  Происходит замена производного слова:

-   овца — ягненок — ягнята;

-   собака — щенок — щенята.

д) Образование существительных, обозначающих профессии лиц, осуществляющих действия.

1.  Существительное мужского рода с суффиксом -щик-: барабанщик, стекольщик, часовщик

-  с суффиксом -чик-: летчик, грузчик, разведчик.

2.  Существительные, обозначающие лиц женского пола с суффиксами -ниц-, -иц-:

- художник — художница; учитель — учительница.

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных.

1.  Игра «Назови ласково»

-         Кукла маленькая, ее можно назвать куколка. Все предметы у куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

2.  Игра « Что для чего?»

-         На столе — хлеб, сахар, конфеты и т. д.

-         Где хранятся эти предметы? (Хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице и т.д.)

3.  Игра « Кто у кого?»

-         Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: — У лисы — лисенок

4.Игра «Назвать животных парами»

5.  Игра « Как зовут маму, папу, детеныша?» (по картинкам)
6. Игра « Два брата ИК и ИЩ»

Жили два брата. ИК — маленький и худенький, ИЩ — высокий и толстый. У каждого брата было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ -большой домище. У ИКА — носик, а у ИЩА….?

7.  Измени слово по аналогии:

а) виноград — виноградинка
горох-… лед-….

б) бусы — бусинка
пыль — ….

8.  Назвать профессии (по картинкам)
Кто носит багаж? Носильщик

Кто вставляет стекло? Стекольщик.

9.    Игра «Как назвать того, кто…?»
Кто на паровозе ездит? Машинист
Кто песни сочиняет? Композитор.
Кто водит самолет? Летчик, пилот.

 

Формирование словообразования глаголов.

Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глаголов является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов. В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими ОНР, проводиться преимущественно закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.

1.  Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного
вида:

а) Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:
с — (играть — сыграть, петь,- спеть)

на — (рисовать — нарисовать)

по — (обедать — пообедать, сеять — посеять)

про — (читать - прочитать)

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ива-, -ыва-, -ва-:

Застегнуть — застегивать Умыть — умывать

2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов

3.   Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками:

в- — вы -    входит — выходит

под-  от- подходит — отходит

при-  у-    прибегает — убегает

за-  от-    закрывает – открывает

на-  вы-    насыпает — высыпает

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов.

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершенно, а где оно совершается:

Мыла — вымыла Умывается — умывалась

2. Игра «Чем отличаются слова?»

Логопед просит детей показать на картинках, кто… Умывает — умывается

Причесывает — причесывается и т. д.

3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам)

а) в импрессивной речи

Логопед называет слова, обозначающие действия, дети показывают соответствующую картинку.

Входит — выходит, подходит — отходит

Подлетает — отлетает

б) в экспрессивной речи

Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумывать предложения с этими словами.

- Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:

В клетку ….(влетает), из клетки….(вылетает) и т. д.

- Найти общую часть слова (по картинкам)

Переходит — перебегает

Наливает — переливает и т. д.

 

Формирование словообразования прилагательных

А) Образование притяжательных прилагательных

1.  С использование суффиксов -ин-, -ов-.
Мамин, папин, ежовый и т. д.

2.  С использованием суффикса -]- без изменения звуковой
структуры корня слова.

Коровий, лисий, козий, рыбий.

3.  С помощью суффикса -]- и с чередованием в корне.
Волчий, заячий, собачий, беличий.

Б) Образование качественных прилагательных

1. С помощью суффикса -н-

а) Без чередования Вкусный, жирный, умный.

б) С чередованием в корне слов.

Смешной, скучный, мрачный.

2. С помощью суффиксов -ив-, -лив-, -чин-, -оват-, -еват- и др.

Ленивый, дождливый, сероватый.

В) Образование относительных прилагательных.

1.  С помощью суффиксов -ов-, -ев-.

без чередования
шелковый, грушевый и т. д.

- с чередованием звуков в корне ситцевый, перцовый

2.  С помощью суффикса -н-
- без чередования : зимний, летний, ватный

-  с чередованием звуков в корне: яблочный, брусничный, речной

3.  С помощью менее продуктивных суффиксов -н-, -ян-, -ск-,
-енн- и др.

кожаный, шерстяной, детский, соломенный

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных

1. Игра «Чьи хвосты?» Серенький, пушистый хвост белки (Чей это хвост?) — беличий и т. д. Игра «Ералаш»

Картинки с изображением животных разрезаны на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. Дети должны составить животных.

2.  «Диковинный зверь» (на фланелеграфе)

Составляется животное из различных частей разных животных. Дети рассказывают: чья голова, лапы, хвост, туловище и т.д.

3.  Игра в лото «Что из чего сделано?»

У детей карточки лото с изображением разных предметов (мяч, стакан, стол,…).

Логопед говорит: — Стакан из стекла. Дети находят этот предмет на карточках. Тот, у кого на карточке есть этот предмет говорит: — Стакан стеклянный и закрывает фишкой картинку.

4.  Сравнить предметы и закончить предложения.
Апельсин большой, а арбуз еще больше.
Клубника маленькая, а смородина еще….

Дыня сладкая, а арбуз еще….

5.  Ответить на вопрос «Как?»

Утром светло, а днем (как?) еще светлее. Вечером темно, а ночью (как?) еще…. В пальто тепло, а в шубе (как?) еще….

6.  «Правильно назови вещи».

Лист дуба — дубовый лист.

Лист березы…

Лист липы…

Лист рябины — …

 Шультайс Александра Викторовна,
учитель-логопед ГОУ Детский сад
комбинированного вида №1565  ЗОУО ДО г. Москвы

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.