Мнемотаблицы для индивидуальной работы на этапе автоматизации звуков

Авторские разработки мнемотаблиц для индивидуальной работы на этапе автоматизации звуков

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей нарушения  памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин дети  с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах, у детей снижается самоконтроль за речью. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить.

На логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста,  достаточно схематичного изображения отдельных частей. Как показывает практика, использование системы мнемотехники для дошкольников позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике для дошкольников должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

– знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Для автоматизации звуков  на этапе работы с небольшими стихотворениями  можно использовать заранее нарисованные мнемотаблицы. Для этого подбираются  небольшие стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают стихотворения. Этап автоматизации звуков  проходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.

  Мнемотаблицы для автоматизации  и дифференциации звуков:

Рано утром взяв корзину
В огород пошла Алина.
В огороде у забора,
Сорвала два помидора,
А в теплице у крыльца
Два зелёных огурца.
А ещё хозяйка ловко
С грядки сорвала морковку.

Мнемотаблицы для индивидуальной работы на этапе автоматизации звуков

 

Слышишь, ручеёк журчит
Он торопится, спешит.
К речке быстрой, говорливой,
Где живут рачки и рыбы.

Мнемотаблицы_2

 

У Егора огород,
Там морковка и горох.
Справа  огород Федоры,
Там растут помидоры.

Мнемотаблицы для дошкольников

 

Вот озеро. В нём караси.
Над озером дождь моросит.
Растут у дороги ромашки
И прыгает Рома в рубашке.

Мнемотаблицы по развитию речи

 

Тучи ходят хмурые,
С краю серо-бурые,
Ветер дует, гром грохочет,
Значит скоро, дождь промочит.

Использование мнемотаблиц

 

Шуршат осенние кусты.
Шуршат засохшие цветы
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых, маленьких мышат.

Мнемотехнические приемы запоминания

 

Голубой платок,
Красный колобок,
По платку катается,
Людям улыбается (небо, солнце).

Как учить стихотворение

Две сестры, две руки,
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядках сорняки,
И друг друга моют.

как запомнить стихотворение

 

Дубок Дина Владимировна
Учитель- логопед  МОУ «СОШ № 18» г. Абакан

Литература:
1. Л. Е. Кыласова. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы.-Волгоград: Учитель,2001.
2. Олейник Н. А. Технология “Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники”, Новосибирск, 2008 .

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (9 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.