Наглядная схема для характеристики гласных и согласных звуков для детей с общим недоразвитием речи (подготовительная группа)

Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности не только при формировании грамматического строя речи, накоплении словаря, усвоении процессов словоизменения и словообразования. У таких детей также присутствует фонетико-фонематическая недостаточность, что выражается в частых заменах, смешении звуков по признакам твердости-мягкости, звонкости-глухости. Дошкольникам с общим недоразвитем речи затруднительно определить принадлежность звука к гласным или согласным.

Для облегчения усвоения детьми фонетико-фонематической системы языка мной была составлена, апробирована и используется в практической работе представленная схема.

Данная схема предназначена для использования логопедами на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми в группах для детей с общим недоразвитием речи, а также на занятиях с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитем речи.

Наглядная и красочная таблица помогает детям охарактеризовать звук по принадлежности к гласным или согласным, твёрдым или мягким, звонким или глухим. Опираясь на зрительное восприятие ребенок легче запоминает последовательность, по которой нужно характеризовать названный звук. Дети с интересом воспринимают данный вид коррекционной работы, в занятие включается элемент соревнования: кто быстрее сможет ответить, кто ни разу не ошибется. Можно поощрить наиболее активных и успешных детей каким-либо «призом».

Описание элементов таблицы.

  • Красный круг – отсутствие преграды (гласный звук).
  • Круг с изображениями языка, зубов и губ – обозначает наличие преграды (согласный звук).
  • Согласный звук может быть твердым — Синий квадрат, или мягкий – Зеленый квадрат.
  • Как твердые, так и мягкие звуки могут быть звонкими (колокольчик) или глухими (зачеркнутый колокольчик).
  • Гласные звуки всегда звонкие.

Наглядная схема для характеристики гласных и согласных звуков

Практическое использование таблицы.

Таблица располагается на доске или на наборном полотне. Логопед называет звук. Дети думают, а затем вызванный ребенок дает характеристику звука, начиная с верхней части схемы. Предварительно дети получили знания о звуках на фронтальных и подгрупповых занятиях. Таблица дает возможность систематизировать эти знания.

Данную таблицу можно использовать как в крупном масштабе, так и в уменьшенном (вклеить в тетрадь для индивидуальных занятий). Многократные упражнения по таблице помогают ребенку впоследствии, не глядя на таблицу давать характеристику звуку, мысленно представляя её. Этот навык будет помогать ребенку и в школе при прохождении соответствующей темы (фонетика).

Борисова О.Е.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.