Аннотация. В статье изложен опыт использования приемов нейродинамической ритмопластики в работе с детьми дошкольного возраста с заиканием.
Ключевые слова. Заикание, нейродинамическая ритмопластика, дошкольный возраст.
Нейродинамическая ритмопластика как средство коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста
На сегодняшний день высокие темпы развития общества требуют не только от взрослого человека, но и от ребёнка более высоких способностей, знаний, состояния здоровья.
Однако в настоящее время в Российской Федерации неуклонно возрастает количество детей с нарушениями физического, интеллектуального, речевого, нервно-психического развития.
Два вышеперечисленных факта диктуют необходимость совершенствования коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, как в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения, в развивающих центрах, так и в семье.
Среди детей дошкольного возраста в моей практике в последнее время все чаще встречаются воспитанники, страдающие заиканием.
Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Поэтому и в наши дни, современные исследователи, утверждают, что механизмы заикания неоднородны [3, с. 2].
В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом «сшибки» нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции) [3,с.7].
В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза [8,с.4].
В-третьих, как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности [9, с. 12].
В-четвертых, механизм заикания можно объяснить органическими поражениями центральной нервной системы [2, с.52].
Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность методических подходов к преодолению этой патологии объясняется сложностью ее структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о ее природе.
В работе с детьми, страдающими заиканием, я использую отечественную методику логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау.
Елена Фёдоровна Рау видит задачу логопедической работы в том, «чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию». Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа [8, с. 6].
Как известно, организация логопедических занятий с детьми с заиканием имеет свои особенности, обусловленные структурой дефекта, и строится по следующим направлениям:
- Организация щадящего речевого режима;
- Регуляция эмоционального и мышечного состояния, обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.
- Развитие моторных функций.
- Развитие координации слова и ритмизованного движения.
- Формирование фонационного (речевого) дыхания.
- Работа над плавностью речи в различных ее формах.
- Развитие интонационных характеристик речи.
- Воспитание личности заикающегося ребенка [8, с.13].
Таким образом, в процесс коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с заиканием следует использовать активную двигательную деятельность, игровые упражнения, подвижные игры, упражнения с речитативами, психогимнастику, релаксацию, ритмопластику.
В поиске новых приемов и методов работы с заикающимися дошкольниками, я познакомилась с реабилитационно-коррекционно-развивающей программой «Театр исцеляющих и развивающих движений» И. Б. Малюковой. В структуру программы входят упражнения зрительной, дыхательной, пальчиковой, артикуляционной, мимической гимнастики, общеразвивающие упражнения для разных мышечных групп, улучшающие координационные способности, приёмы самомассажа и т.д. Программа предполагает комплексное, комбинированное воздействие на ребёнка, предусматривающее интеграцию разных направлений развития: физического, интеллектуального, художественно-эстетического, социально-личностного [5, с.3].
Программа включает в себя около тысячи комплексных упражнений творческого характера — серий специальных двигательных режимов, окрашенных художественным словом, которые направлены на всестороннее развитие ребёнка. В структуру программы входят игровые упражнения-образы зрительной, дыхательной, пальчиковой, артикуляционной, мимической гимнастики, общеразвивающие упражнения для разных мышечных групп, упражнения ЛФК, приёмы массажа, самомассажа, логопедического массажа и т.д. Условно они распределены авторами по лексическим темам [4,с.1].
Одной из частей программы является нейродинамическая ритмопластика — это синтез поэзии, театра, хореографии, физкультуры, психогимнастики, стретчинга, образных танцевальных, логоритмических комбинированных игровых упражнений, способствующая совершенствованию навыков сознательного владения своим телом, развития крупной и мелкой моторики, чувства ритма, координационных способностей, общему оздоровлению организма [5,с.5].
Нейродинамическая ритмическая пластика – это комплексные упражнения, которые носят исключительно творческий характер. Такая ритмопластика особенно необходима тем деткам, чья центральная нервная система поражена [4, с 8.].
Нейродинамическая ритмопластика — это маленькие драматические этюды, вербально-динамические и эмоционально-творческие композиции, требующие осмысления, контроля и регуляции. В процессе их выполнения происходит равномерное распределение нейронной нагрузки на кору мозга, поскольку нужно контролировать не только правильность двигательных действий, координировать не только движения и речь, но и чётко следовать сюжетной канве стихотворения или сказки и логике развития сюжета.
Нейродинамическая ритмопластика — это гимнастика для мозга [2, с. 52].
Использование нейродинамической ритмопластики в коррекционной работе с заикающимися на мой взгляд, обусловлено тем, что заикание связано с моторной деятельностью. Между речевой функцией и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь. Поэтому использование приемов динамической ритмопластики поможет ребенку научится общаться со своими сверстниками и иными лицами, поможет побороть боязнь взаимодействия с другими людьми, поможет научиться управлять своим телом, контролировать свои движения; будет способствовать раскрепощению дошколят в психологическом и эмоциональном плане; будет способствовать развитию дыхательного аппарата.
Таким образом, комбинированные игровые вербально-динамические и эмоционально-творческие упражнения нейродинамической ритмопластики, оказывают многофакторное комплексное воздействие на речевое, моторное, сенсорное, психическое и интеллектуальное развитие, а также на речевой аппарат и связанные с ним дыхательные функции, восстанавливают интегративную деятельность головного мозга, что позволяет достигнуть более качественного и стойкого результата, чем целенаправленное изолированное воздействие только на речевую функцию.
В то же время следует помнить, что эффективность коррекции заикания определяется рядом факторов:
- характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики (речевых, моторных и нервно-психических особенностей);
- сроками начала коррекционного воздействия и его продолжительностью;
- комплексностью воздействия;
- адекватностью выбранных методик коррекционного воздействия, учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и др [3, с.29]. Высокая пластичность центральной нервной системы, выбор правильных средств и методов воздействия и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса коррекции заикания.
Список литературы:
1. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко. – СПб.: Речь, 2001. – 400с.
2. Карелина, И.Б., Малюкова И.Б. Эффективность нейродинамической ритмопластики в абилитации неговорящих детей раннего возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXVII междунар. науч.-практ. конф. № 8(65). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 52-58.
3. Леонова, С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений[Текст] / С.В. Леонова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 128 с
4. Малюкова, И.Б. Нейродинамическая ритмопластика. Комплексные упражнения творческого характера. «Театр пальчиковых кукол и рукотворных актёров». Программа «Театр исцеляющих и развивающих движений» [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Б. Малюкова. – Рыбинск: [б.и.], 2014. – 32 с.
5. Малюкова, И.Б. Театр исцеляющих прикосновений. [Текст]: учебно-методическое пособие. / Малюкова И.Б. — Ярославль. Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. – 2008.- 32 с.
6. Малюкова, И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами. Формирование движений. Комплексные упражнения творческого характера [Текст] / И.Б. Малюкова. — М.: Гном и Д, — 2011. — 112 с.
7. Малюкова, И.Б. Здоровьесберегающие технологии в детском саду и в начальной школе [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Б. Малюкова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. — 25с.
8. Рау, Е.Ф. О заикании детей дошкольного возраста[Текст]/ Е. Ф.Рау.- М.: Медгиз, 1958. — 25 с.
9. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений[Текст]/ В. И. Селиверстов.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Вавилина Евгения Александровна,
студентка,
г. Сыктывкар