Анотация: Трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении детей с точки зрения нейропсихологии тесно связаны с проблемами современной логопедии. Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе помогает справиться с имеющимися у детей нарушениями, трудностями обучения, способствует укреплению их психо-соматического здоровья.
В последнее время в логопедической практике все больше встречается детей, имеющих проблемы в усвоении школьных программ. Это дети не только с нарушение речи, но и других психических функций, которые с трудом поддаются коррекции.
Трудности овладения чтением и письмом, возникающие не из-за детской лени, а из-за нейропсихологических особенностей развития современных детей, могут остаться и во взрослой жизни.
Как же помочь таким детям?
И здесь на помощь приходит нейропсихология, которая позволяет выявить причины этих нарушений и попытаться выстроить ту цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтения и письма, к которым относятся:
- готовность к переработке слуховой, зрительной, зрительно-пространственной, кинетической информации;
- зрелость серийной организации движений и действий;
- уровень формирования программирования и контроля произвольных действий.
Трудности обучения школьников вызываются слабостью ВПФ (Высших Психических Функций) или их компонентов. Это характеризуется быстрым утомлением невозможностью следить за объяснением учителя, дефицитом внимания, трудностями переключения, отсутствием самоорганизации.
В результате нарушения функций программирования и контроля деятельности в письменных работах наблюдаются ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза. А нарушения в развитии функций переработки слуховой, зрительной, зрительно-пространственной, кинетической информации способствует возникновению артикуляционно-акустических, акустических, оптических ошибок.
Коррекционной-развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет три направления:
- Формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций.
- Развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.
- Развитие и коррекция познавательных функций и входящих в неё компонентов.
В настоящее время ведущим методом коррекционно-развивающей работы становится метод замещающего онтогенеза ( Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова и др., 2001г.)
Суть данного подхода заключается в том, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). (Семенович А.В.)
Такое коррекционные воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка и приносит стойкий результат коррекционной работы.
Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и синхронизировать работу полушарий мозга ( А.В.Семенович,2002г., А.Л.Сиротюк, 2003г. и др.)
Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: речевых, двигательных, интеллектуальных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.
Ващенко Н.И.,
учитель-логопед