Нейропсихологический подход в логопедической работе

Нейропсихологическое обследование речи по ФотековойАнотация: Трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении детей с точки зрения нейропсихологии тесно связаны с проблемами современной логопедии. Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе помогает справиться с имеющимися у детей нарушениями, трудностями обучения, способствует укреплению их психо-соматического здоровья.

В последнее время в логопедической практике все больше встречается детей, имеющих проблемы в усвоении школьных программ. Это дети не только с нарушение речи, но и других психических функций, которые с трудом поддаются коррекции.

Трудности овладения чтением и письмом, возникающие не из-за детской лени, а из-за нейропсихологических особенностей развития современных детей, могут остаться и во взрослой жизни.

Как же помочь таким детям?

И здесь на помощь приходит нейропсихология, которая позволяет выявить причины этих нарушений и попытаться выстроить ту цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтения и письма, к которым относятся:

  1. готовность к переработке слуховой, зрительной, зрительно-пространственной, кинетической информации;
  2. зрелость серийной организации движений и действий;
  3. уровень формирования программирования и контроля произвольных действий.

Трудности обучения школьников вызываются слабостью ВПФ (Высших Психических Функций) или их компонентов. Это характеризуется быстрым утомлением невозможностью следить за объяснением учителя, дефицитом внимания, трудностями переключения, отсутствием самоорганизации.

В результате нарушения функций программирования и контроля деятельности в письменных работах наблюдаются ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза. А нарушения в развитии функций переработки слуховой, зрительной, зрительно-пространственной, кинетической информации способствует возникновению артикуляционно-акустических, акустических, оптических ошибок.

Коррекционной-развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет три направления:

  1. Формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций.
  2. Развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.
  3. Развитие и коррекция познавательных функций и входящих в неё компонентов.

В настоящее время ведущим методом коррекционно-развивающей работы становится метод замещающего онтогенеза ( Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова и др., 2001г.)

Суть данного подхода заключается в том, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). (Семенович А.В.)

Такое коррекционные воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка и приносит стойкий результат коррекционной работы.

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и синхронизировать работу полушарий мозга ( А.В.Семенович,2002г., А.Л.Сиротюк, 2003г. и др.)

Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: речевых, двигательных, интеллектуальных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Ващенко Н.И.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.