«Поможем Буратино найти Золотой ключик»
Цели логопедического занятия: закрепление умений выделять гласные звуки [И, У, А], в начале, в середине, в конце слов. Упражнение в анализе и синтезе звукокомплексов из 2-х и 3-х гласных звуков. Развитие фонематического слуха, внимания. Выработка чётких координированных действий во взаимосвязи с речью.
Оборудование: конверт с фотографиями Буратино; письмо, карта, вложенные в конверт; мешочек, игрушки: индеец, индюк, утюг, утка, изюм (в пакетике), ириска, автобус, апельсин (муляж). Игрушка Буратино; мяч; карточки, с изображением песенок гласных звуков; портфель, золотой ключик.
Раздаточный материал: карты-схемы с изображением звуков, предметные картинки (по 6 на каждого ребёнка); карандаши простые; листы с изображением картинок и схем; сувениры-улитки (6 штук).
Ход занятия:
- Ребята подойдите, пожалуйста, все ко мне. А скажите мне, пожалуйста, в каком городе мы живём? Правильно в городе Калининграде. А на какой улице находится наш детский сад. Верно, на улице Сибирякова. А номер у детского сада есть? Да- номер 134. Молодцы. И номер группы знаете? Ну и ну, опять верно. Значит, письмо пришло по правильному адресу.
- Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Вот смотрите – это оно. Здесь написано: «Город Калининград. Детский сад №134. Ребятам в 10 группу. Раз это письмо предназначено для нас, значит давайте посмотрим, что же там? (в конверт вложены фотографии Буратино). Ребята. Да это же Буратино! Это его фотографии! Да не одна фотография, а целых три. Давайте рассмотрим их. На этой фотографии Буратино произносит звук…(логопед спрашивает детей) [А].
- А как мы произносим этот звук? Правильно, рот мы широко открываем, нет никакой преграды для воздушной струи.
- Смотрите на следующую фотографию. Какой звук произносит Буратино? Звук [У]. Произнесите этот звук. Что стало с вашими губами? (они вытянулись в трубочку).
- А на этой фотографии Буратино произносит звук… ([И]). Хорошо! Посмотрите рот ваш….. улыбается, губы…. раздвигаются, за нижние зубы язык опускается.
- Ребята, а скажите, какие эти звуки по характеру? Гласные. А почему? Их можно петь, тянуть протяжно, долго.
Для пения гласные звуки важны,
Они и напевны и очень нежны.
Летят, как птицы, эти звуки в синеву:
- АИУ, АИУ! АИУ!
- Ребята, тут ещё письмо какое-то:
Дорогие ребятишки,
Помогите шалунишке!
Потерял я ключик свой.
Где мой ключик золотой?
Как же мне его найти?
Чтоб домой к себе зайти.
Карту я вам положу.
Где дорогу укажу,
По которой я гулял
И свой ключик потерял!
- Ну что, ребята, поможем Буратино отыскать ключик? Давайте собираться в путь!
- Смотрите, на карте изображён мешочек. Наверное, Буратино его тоже потерял. Может быть, здесь лежит его ключик? Нет, здесь что-то другое. Давайте посмотрим, что там лежит.
Логопед предлагает каждому ребёнку по очереди доставать из мешочка предметы. При этом спрашивает, какой первый звук слышится в этом слове.
- Так, мешочек нашли. Дальше нарисованы карточки какие-то. Вот же они (логопед вместе с детьми подходит к детским столам, на которых лежат карты-схемы и по 6 картинок, начинающиеся на звуки [И, У, А]. Каждую картинку надо положить под свою схему.
- Ребята, давайте вспомним: этот кружок какой звук обозначает и т.д.
Как только дети справятся, спросить каждого: под какую схему положили картинку и почему.
- Отправляемся дальше! На карте изображён мячик. Ага, на этой полянке Буратино играл в мячик. Посмотрите, здесь нет его ключика? Ну, давайте, и мы поиграем с мячиком. Логопед кидает мячик ребёнку и говорит:
- какаду, кончается на … (ребёнок возвращает мячик со звуком, которым заканчивается это слово;
- быки, глаза, потому, жуки, холода, кенгуру, дома, провода, носки, страна, игра.
- Молодцы!
- Держим дальше путь. На карте нарисована нотка. Буратино очень весёлый, любит петь, танцевать. Давайте и мы угадаем, что поёт Буратино.
Логопед показывает веер из карточек, на которых изображён этот герой, поющий не один звук, а несколько — произношение звуков с движением (каждый ребёнок по очереди выбирает карточку и все вместе показывают песенку с движением рук)
- Молодцы! На карте нарисован карандаш. Ясно, Буратино заходил в школу. Может быть, он его в школе потерял? Давайте сядем за столы и посмотрим, что тут не сделал Буратино?
На каждого ребёнка приготовлены листы с изображением картинок и схем звуков. Дети должны карандашом соединить каждую картинку со схемой, где гласные звуки находятся в середине. В конце работы спросить, кто как справился.
- Ой, ребята, а что это там за портфель? Да ведь это же портфель Буратино! Наверное, ключик там! Точно, вот он! (из портфеля виднеется золотой ключик). А вот и сам Буратино!
- Смотрите, ребята, он нам приготовил подарки! Отгадайте загадку:
- Сама ползёт, на себе дом везёт». Это…(улитка), правильно! У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки). Буратино подарил нам улиток! Покажите пальчиками, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове УЛИТКА? Какой последний? Какой в середине слышим звук? Так вот почему Буратино подарил нам улиток! В этом слове мы слышим знакомые для нас звуки [И, У, А]!
Итог логопедического занятия:
- Где мы с вами сегодня побывали? Какие звуки мы сегодня вспоминали? Какие они по характеру? Каким цветом мы их обозначаем?
- Молодцы! Вы сегодня все хорошо отвечали и играли!
Соловьёва Евгения Анатольевна,
учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с №134,
г. Калининград