Методическая разработка «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики» (Картотека пальчиковых игр для школьного возраста).
Пояснительная записка
Технологии:
- информационно — коммуникативная;
- игровая;
- здоровье-сберегающая.
Возраст:
- гимнастика для глаз в стихах предназначена для младшего школьного возраста.
Название материала:
- «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики» (Картотека пальчиковых игр)
Вид ресурса:
- методическая разработка.
Цель, задачи авторского материала:
- развивать мелкую моторику у детей с речевыми нарушениями, формировать учебно-практическую, игровую деятельность. Воспитательная работа.
Краткое описание, методические рекомендации по использованию:
- У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.
В работе используются различные по фактуре материалы, которые логопед заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии, бусы, нитки, иголки, клей и т. д.)
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи , но и подготавливает ребенка к письму.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
И. М. Сеченов считал, что движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Речь — это психическая функция, присущая только человеку. Она является основой человеческого общения.
На основе речи развиваются восприятие, воображение, память. Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребёнка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная центральная нервная система, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребёнком.
В предложенном материале по развитию тонкой моторики у школьников использованы идеи, приемы, упражнения из различных источников, позволяющих эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений.
ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ
Андреева Светлана Васильевна,
учитель-логопед
Муниципального казенного учреждения
«Центр развития образования»
муниципального образования
Белореченский район МКУ ЦРО,
Город Белореченск