Обобщающее логопедическое занятие по теме «Зима»

Обобщающее занятие по теме «Зима» для детей с ОНР, подготовительная группа

Тема ЗимаЦели:

- Обобщать и закреплять знания по теме;
- Развивать ассоциативную связь, используя компьютерные технологии.
- Формировать уверенность в образовании и употреблении родственных слов;
- Развивать связную речь, творческое воображение;
- Продолжать формировать умение выделять главное, скрытый смысл, делать умозаключения.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам,
- Учить проявлять его практически.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки по теме, серия сюжетных картин «Кормушка».

Предварительная работа: изучение лексических тем: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед читает стихотворение С. Маршака «Зима»:

Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворах дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло.
А сейчас – гляди, как весело
И белым-бело.
Беседа о зиме:

- что такое зима?
- когда наступает она?
- какая зима?
- что вам нравится зимой?
- объяснить понятия: вьюга, куролесила, охапками.

2. Дети читают стихи, выученные заранее:

Всех сегодня удивила
И немного рассмешила,
Тихо-тихо к нам пришла,
Наша зимушка-зима!

Снег охапками бросала.
Окна всем разрисовала.
Куролесила до слёз,
Всюду стужа и мороз.

Все дворы запорошила
Детвору развеселила
Вот санки и снежки
Толстые снеговики!

Мерзнут бедные зверюшки,
И пернатые пичужки.
Заяц мчится от лисы.
Как дожить им до весны?

3. Компьютерная игра: «Кто, где зимует?», с использованием слайдов с изображением животных.

Логопед предлагает детям стать вокруг компьютера и помочь в рассказывании стихотворения, договаривая последние слова, на мониторе появляются соответствующие картинки животных. Последние две строчки картинками не животных, а их жилища. Затем на мониторе все жилища животных, а животные расположены внизу. Предлагается детям самим назвать, кто, где живет, перетаскивая мышкой животных в их жилище.

«Кто где живет?»

Зимой:

Медведь спит (в берлоге)
Воробей сидит (под крышей)
Лиса устроилась (в норе)
Жучка в теплой (конуре)
Белка спряталась (в дупле),
Ежик спит в сухой (траве).
В логове лежит (волчица),
Под кустом дрожит (зайчишка).

При необходимости давать подсказку. Повторяют еще раз, дети участвуют более активно.

4. Физ. минутка: « Про зиму»:

Вьюга злится, (руки перед собой, сжимать, разжимать кулачки)
Снег кружится, (волнообразные движения руками в стороны)
В конуре неважно спится. (дом руками над головой)
Даже смелый пес Трезор (пальчиками показать собаку, двумя руками)
Стал проситься в коридор. (средние пальчики открываются — закрываются)

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка», Р. А. Васильева, Г. Ф. Суворова: «Альбом сюжетных картинок по развитию речи».

Даны три картинки. Их объединяет сюжет: забота о птицах. Составляя рассказ по этим картинкам, кроме задачи по развитию речи детей, развитию творческого воображения, ставится воспитательная задача: формировать заботливое и бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Первая картинка: Заснеженный сквер. На одном из деревьев висит кормушка, она занесена снегом. На ветках сидят снегири, синички, ворона.

Вторая картинка: В сквер пришли дети. Они решили помочь птицам. Одни сметают снег с кормушки, другие насыпают корм, развешивают ягоды и кусочки сала.

Третья картинка: Дети отошли в сторонку, к скамейке. Они наблюдают за птицами и улыбаются. На кормушке «птичий обед».

Вводная беседа:

- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Почему зимой птицы жмутся к жилью?
- Чем можно помочь нашим пернатым друзьям?

Выставляется сразу все три картинки. Детям предлагается рассмотреть их, разложить по порядку, а затем составить рассказ по каждой из картинок, по очереди. В ходе составления рассказа давать подсказки и помощь. Особо выделить описание зимней природы в начале рассказа. Можно опираться на личный опыт: а вы помните, когда проснулись утром, а на улице все белым-бело.

Когда рассказ будет составлен, предложить оценить поступок детей, подобрать слова, характеризующие детей, их действия. Затем дети озаглавливают каждую часть (картинку) рассказа, и рассказ в целом. Если дети хорошо справляются с заданиями, можно предложить озаглавить словами-действиями, словами-признаками. Например:

1. Снег. Засыпало. Помогите! Встревоженные, голодные.

2. Помощники. Выручают. Дружные.

3. Веселое щебетанье. Радуются. Веселые.

Подводится краткий итог составления рассказа. Выводы.

Игровая ситуация: Птицы просили помочь им, найти родственников зиме.

Вспомнить, что такое «родственные слова», подобрать такие слова к слову – зима: (зимушка, зимовать, перезимовать, зимовье, зимние, зимующие, и т. д.)

6. Итог занятия.

Циркунова Нина Ивановна,
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
МБДОУ детский сад №10
г. Апшеронск, Краснодарского края

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.