Направленность: социально-педагогическая.
Вид деятельности: развитие речи детей.
Составитель: Доронина Елена Борисовна, педагог дополнительного образования.
Возраст детей: от 6 до 7 лет.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
К числу важнейших задач логопедической работы с детьми относится формирование связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки дошкольников к школьному обучению.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы; самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Научная обоснованность
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах развитии связной речи у ребенка.
Проблемой изучения развития связной речи, как важнейший показатель связности рассматривается умение ребенком структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи (Ворошина Л.В., Кудрина Г.Я., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г.).
Программа опирается на следующие принципы общей и специальной педагогики:
- Системности;
- Комплектности;
- Деятельностный;
- Онтогенетический;
- Обходного пути;
- Общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Широко используется демонстрационный материал: сюжетные картины и серии сюжетных картин, предметные картинки, опорные картинные и рисуночные планы, схематичные рисунки.
Цель программы:
В ходе обучения формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств необходимых для успешного и результативного обучения в массовой общеобразовательной школе.
Задачи программы:
- Обучение детей связному последовательному составлению рассказа с опорой на наглядность;
- Формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением самостоятельного высказывания;
- Формировать и совершенствовать умение детей использовать в речи предложения различных видов;
- Обучение детей приемам планирования собственного рассказа;
- Развитие диалогической формы речи;
- Совершенствование усвоения норм языка, развитие лексико-грамматических категорий;
- Закреплять у детей навыки словообразования и словоизменения;
- Активизация активного и пассивного словаря детей.
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы
Настоящая программа предназначена для детей 6 – 7 лет.
Срок реализации образовательной программы
Работа по развитию связной речи начинается с октября, после завершения обследования, по май.
Формы и режим занятий
Форма занятий – подгрупповая. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность одного занятия, включая динамическую паузу, проветривание составляет 40 минут.
В итоге логопедической работы у детей развивается языковое чутье и постепенно ребенок овладевает необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых в дальнейшем становится возможным составление монологического высказывания.
Содержание обучения
На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются:
- Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собою, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.
- Рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой, а также способствует развитию фантазии.
- Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также о явлениях, запечатленных на ней художником. Для красоты и динамичности рассказа рекомендуется вводить живых персонажей и предложить ребенку проявить фантазии и рассказать о действиях этих персонажей.
- Логопедическая загадка. Этот метод помогает усвоить логарифм произношения звуков и звуковых сочетаний, а также их правильное применение в словах.
- Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов.
- Творческий рассказ. Дает возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.
Виды занятий по развитию речи:
- составление и распространение простых предложений по предметным и сюжетным картинкам;
- обучение детей «чтению» и отгадыванию загадок о предметах по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам;
- составление линейного пересказа текста по опорным картинкам;
- составление пересказа текста по опорным картинкам;
- составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин;
- составление рассказа по опорным картинкам;
- составление рассказа по сюжетной картине;
- составление рассказа по схематичному рисуночному плану;
- составление рассказов-описаний предметов с опорой на предметные картинки и схематичный рисуночный план.
Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы.
- Обогащение и активизация словаря.
- Работа над смысловой стороной речи.
- Формирование грамматического строя речи.
- Воспитание звуковой структуры речи.
- Развитие элементарного осознания языковых явлений.
- Развитие связной монологической речи.
- Развитие общей и мелкой моторики.
Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.
Структура занятия включает три базовые части:
I. Оргмомент.
- Активизация словарного запаса.
II. Основная часть занятия.
- Введение в тему занятия.
- Знакомство с текстом рассказа или с содержанием сюжетных картин. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста.
- Физкультминутка / пальчиковая гимнастика.
- Составление пересказа текста или рассказа по опорным картинкам или рисункам.
III. Подведение итогов занятия.
Описанные методы позволяют быстро и качественно исправить ошибки в речи ребенка, а также развить речь у ребенка, что значительно облегчит его общение со сверстниками, а также старшими людьми. Усвоив и закрепив навыки связной речи, ребенок преодолевает страх общения, намного быстрее проходит школьный адаптационный период, и ему легче дается школьное обучение.
Календарно-тематическое планирование
на 2014 – 2015 учебный год
(Приложение 1)
№ п/п |
Тема и дата подгруппового занятия |
Цель подгруппового занятия |
1. |
«Что такое осень?» Инструктаж по технике безопасности 02.10.2014 |
Составление и распространение предложений о приметах осени по картинкам и опорным карточкам. |
2. |
«Четыре времени года» 07.10.2014 |
Составление описательных и сравнительных рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному плану. |
3. |
«В осеннем лесу» 09.10.2014 |
Составление пересказа «Как вырос дуб» по тексту и серии сюжетных картин |
4. |
«Знакомые незнакомцы» 14.10.2014 |
Составление загадок о фруктах и овощах по опорным карточкам-подсказкам. |
5. |
«Что мы знаем о фруктах и овощах?» 16.10.2014 |
Составление рассказов-описаний фруктов и овощей по опорному картинному плану. |
6. |
«В осеннем саду» 21.10.2014 |
Составление пересказа «Как выросла яблонька» по тексту и серии сюжетных картин. |
7. |
«Давайте будем сравнивать» 23.10.2014 |
Составление рассказов-сравнений фруктов и овощей по картинному плану. |
8. |
«Лесные ягоды» 28.10.2014 |
Составление пересказа «Как собрали землянику на варенье» по тексту и серии сюжетных картин. |
9. |
«Что мы знаем о ягодах?» 30.10.2014 |
Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о ягодах по опорному картинному плану. |
10. |
«За грибами» 11.11.2014 |
Составление пересказа «Как осенью грибы собирали» по тексту и серии сюжетных картин. |
11. |
«Что мы знаем о грибах?» 13.11.2014 |
Составление рассказов-описаний и рассказов сравнений грибов по опорному картинному плану. |
12. |
«Что такое ателье?» 18.11.2014 |
Составление пересказа «Как маме сшили новое платье» по тексту и серии сюжетных картин. |
13. |
«В гостях у Золушки» 20.11.2014 |
Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о предметах одежды, обуви и головных уборах по опорным карточкам и картинному плану. |
14. |
«В гостях у хитрого лиса» 25.11.2014 |
Составление загадок о диких животных леса по опорным карточкам-подсказкам. |
15. |
«Расскажи, какие они» 27.11.2014 |
Составление рассказов-описаний диких животных леса по опорному картинному плану. |
16. |
«В гости к белочкам» 02.12.2014 |
Составление пересказа «Как белки на зиму запасы делают» по тексту и серии сюжетных картин. |
17. |
«Что мы знаем о диких животных леса?» 04.12.2014 |
Составление загадок и рассказов-сравнений о диких животных леса по опорным карточкам и картинному плану. |
18. |
«Что такое зима?» 09.12.2014 |
Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам и опорному картинному плану. |
19. |
«Времена года» 11.12.2014 |
Составление описательных и сравнительных рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному картинному плану. |
20. |
«Как живет белый медведь» 16.12.2014 |
Составление пересказа «Как живет белый медведь» по тексту и серии сюжетных картин. |
21. |
«Что мы знаем о животных зоопарка?» 18.12.2014 |
Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о животных зоопарка по опорным карточкам и картинному плану. |
22. |
«Лесная гостья» 23.12.2014 |
Составление творческих рассказов о том, как можно нарядить елочку к Новому году. |
23. |
«Новогодние праздники» 25.12.2014 |
Составление рассказа о елочке по серии сюжетных картин. |
24. |
«Домашние голуби»Инструктаж по технике безопасности 13.01.2015 |
Составление пересказа «О голубях» по тексту и серии сюжетных картин. |
25. |
«Что мы знаем о домашних птицах?» 15.01.2015 |
Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о домашних птицах по опорным карточкам и картинному плану. |
26. |
«Птицы рядом снами» 20.01.2015 |
Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей). |
27. |
«Что мы знаем о птицах?» 22.01.2015 |
Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о зимующих птицах по опорному картинному плану. |
28. |
«Как заготавливают сено» 27.01.2015 |
Составление пересказа «Как заготавливают сено» по тексту и серии сюжетных картин. |
29. |
«Что мы знаем об инструментах?» 30.01.2015 |
Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений об инструментах по опорнымкарточкам и картинному плану. |
30. |
«О работе кузнеца» 03.02.2015 |
Составление пересказа «О работе кузнеца» по тексту и серии сюжетных картин. |
31. |
«Что мы знаем о профессиях?» 05.02.2015 |
Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о разных профессиях по опорным карточкам и картинному плану. |
32. |
«О специальных машинах» 10.02.2015 |
Составление пересказа «О специальных машинах» по тексту и серии сюжетных картин. |
33. |
«Что мы знаем о транспорте?» 12.02.2015 |
Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о транспорте по опорным карточкам и картинному плану. |
34. |
«Масленичная неделя» 17.02.2015 |
Знакомство с русскими традициями и обычаями. Составление и распространение предложений по картинкам о праздновании на Руси Масленицы. |
35. |
«Проводы русской зимы» 19.02.2015 |
Составление рассказа о проводах русской зимы по сюжетным многофигурным картинам и опорному плану. |
36. |
«Наше Отечество» 24.02.2015 |
Составление рассказа о Родине по опорным предметным картинкам и картинному плану. |
37. |
«Что такое весна?» 26.02.2015 |
Составление описательного рассказа о весне по сюжетным картинкам и опорному картинному плану. |
38. |
«Как делают шерстяные нитки» 03.03.2015 |
Составление пересказа «Как делают шерстяные нитки» по тексту и серии сюжетных картин. |
39. |
«Праздник бабушек и мам» 05.03.2015 |
Составление рассказов о весеннем празднике по представлению (из личного опыта детей), с опорой на картинный план. |
40. |
«В магазине мебели» 17.03.2015 |
Составление пересказа «О том, как покупали диван» по тексту и серии сюжетных картин. |
41. |
«Что мы знаем о мебели?» 19.03.2015 |
Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о мебели по опорным карточкам и картинному плану. |
42. |
«Путешествие в мир посуды» 24.03.2015 |
Составление пересказа «Посуда села Гжель» по тексту и серии сюжетных картин. |
43. |
«Такая разная посуда» 26.03.2015 |
Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений предметов посуды по опорному картонному плану. |
44. |
«Летом на реке» 31.03.2015 |
Составление пересказа «Как ерш от щуки друга спас» по тексту и серии сюжетных картин. |
45. |
«Такие разные рыбы» 02.04.2015 |
Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений рыб по опорному картинному плану. |
46. |
«Полезные насекомые» 07.04.2015 |
Составление пересказа «Трудолюбивые пчелы» по тексту и серии сюжетных картин. |
47. |
«Такие разные насекомые» 09.04.2015 |
Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений насекомых по опорному картинному плану. |
48. |
«Планеты Солнечной системы» 14.04.2015 |
Составление рассказов о планетах по представлению, |
49. |
«Космические путешествия» 16.04.2015 |
Составление фантастических историй о путешествиях к другим планетам. |
50. |
«О ласточках» 21.04.2015 |
Составление пересказа «О ласточках» по тексту и серии сюжетных картин. |
51. |
«Такие разные птицы» 23.04.2015 |
Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о перелетных птицах по опорному картинному плану. |
52. |
«Весной в лесу» 28.04.2015 |
Составление пересказа рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» по опорным рисункам. |
53. |
«Весенние работы в саду» 30.04.2015 |
Составление рассказов по представлению (из личного опыта детей) с опорой на рисуночный план. |
54. |
«Как выращивают цветы» 07.05.2015 |
Составление пересказа «Как Маша вырастила цветы» по тексту и серии сюжетных картин. |
55. |
«Такая страшная война» 12.05.2015 |
Составление и распространение предложений по сюжетным картинам и фотографиям военных лет. |
56. |
«Волшебный цветок в добрых руках» 14.05.2015 |
Составление творческих рассказов о «волшебных» цветах. |
57. |
«Здравствуй, лето!» 19.05.2015 |
Составление рассказов-описаний о лете по сюжетной картине и опорному плану. |
58. |
«Летние забавы» 21.05.2015 |
Составление рассказов о летних играх и развлечениях по представлению (из личного опыта детей). |
Список литературы:
1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6 – 7 лет с ОНР. – М., Гном и Д., 2011.
- Опорные картинки и планы к конспектам фронтальных и подгрупповых занятий логопеда.
- Картинные планы, репродукции, сюжетные картины к конспектам фронтальных и подгрупповых занятий логопеда.
- Конспекты фронтальных занятий логопеда.
- Конспекты подгрупповых занятий логопеда.
- Альбом 1. Мир растений.
- Альбом 2. Мир животных.
- Альбом 3. Мир человека.
- Карточки по лексическим темам. Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями.
2. Выготский Л.С. Развитие устной речи. // Детская речь. – М., 1966. Ч.1. С.51-78.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология. – М., 2000.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
5. Захарова А.В. К вопросу о развитии грамматического строя у детей дошкольного возраста. – М., 1955.
6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб., 2004.
7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
8. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
9. Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка. – СПб., Каро. 2006.
10. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. — М., 1966.
11. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с ОНР. // Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С. – М., 1995.
Доронина Елена Борисовна,
учитель-логопед,
Лицей 504 Дошкольное отделение «Радуга»,
город Москва