Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития

Логопедическое бследование дошкольников при ОНР 3 уровняОбследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития включает речевую карту и карту наблюдения за речевым развитием ребенка.

Речевая карта обследования дошкольников с ОНР Ш отражает специфику указанного речевого нарушения и позволяет оптимизировать процесс обследования в условиях дошкольного учреждения в старшей и подготовительной к школе группах.

Одновременно с заполнением речевой карты, составлением коррекционной программы заполняется карта наблюдения за речевым развитием ребенка, позволяющая проследить динамику развития и коррекции основных компонентов речи. Оценивается в баллах.

Таким образом, оценка результатов диагностики речевого развития детей представлена и в качественных, и в количественных характеристиках, что удобно для обобщения и анализа полученных данных и отслеживания результативности логопедической работы.

Речевая карта (ОНР 3 уровень)

1. ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА:

ДАТА РОЖДЕНИЯ:

ДОМАШНИЙ АДРЕС:

ИЗ КАКОГО Д/С ПРИБЫЛ:

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ГРУППУ (дата, № протокола МПК, от какого числа):

ДИАГНОЗ ГОРОДСКОЙ МПК:

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

МАТЬ:

ОТЕЦ:

РЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ:

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:

ОБЩИЙ АНАМНЕЗ:

  • От какой беременности ребенок?
  • Характер беременности (падения, травмы, токсикоз, артериальная гипертония, психозы, инфекционные заболевания и др.)
  • Как протекали роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные и т.д.)
  • Когда закричал?
  • Наблюдалась ли асфиксия? (белая, синяя)
  • Резус-фактор (отрицательный, совместимость)
  • Вес и рост ребенка при рождении:
  • Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как и сколько сосал, наблюдались ли срыгивания, поперхивания и пр.)
  • Когда выписали из роддома, если задержали, почему?

РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Когда стал держать головку?
  • Когда стал сидеть?
  • Когда стал ходить?
  • К году зубов:

Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре):

  • до года:
  • после года:

РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ.

  • Гуление:
  • Лепет:
  • Первые слова, их характеристика:
  • Фразовая речь:
  • Не прерывалось ли речевое развитие?
  • Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих.
  • Отношение к своей речи:
  • Речевая среда:
  • Занимался с логопедом, где, сколько, результат:
  • Не занимался.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ.

1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ:

  • Наличие леворукости, амбидекстрии:

2. МИМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: (правильное выполнение мимических поз, мимическая картина нечеткая, движение не удается, синкинезии).

3. СОСТОЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ:

Выполнить по подражанию и под счет:

- пальцы сжать в кулак и разжать (5-6 раз).
- разъединить пальцы — соединить вместе (5-6 раз).
- игровое упражнение «Здравствуй пальчик».
- показать 2 и 3 пальцы на правой, левой руке.
- показать 2 и 5 пальцы на правой, левой руке.
- на обеих руках одновременно положить 2-ые пальцы на 3-и, и наоборот 3-и на 2-ые.
- навыки работы с карандашом.

ВЫПОЛНЕНИЕ:

  1. Плавное, точное и одновременное выполнение проб;
  2. Напряженность, скованность движений;
  3. Нарушение темпа выполнения движений;
  4. Невыполнение.

СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ:

СЛУХА:

3. ВОСПРИЯТИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМОВ, простучать ритмический рисунок:

1 1 1, 11 1, 11 11, 1 11, 1 111, 1 11 1

Отметить:

  1. правильное выполнение;
  2. ошибки (повторение в ускоренном замедленном темпе, нарушает количество элементов)

4. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ:

  • ориентировка в схеме тела
  • складывание картинок из частей (3-5)
  • представление о цветах:

- формах (круг, квадрат, овал. треугольник, прямоугольник):
- установление последовательности событий (3-4 картинки):

5. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ:

Выполнение 2-3 поручений в заданной последовательности.

Понимание сложноподчиненных предложений:

- Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?
- Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.
- Что он сделал раньше: пошел в кино или прочитал книгу?
- Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

1. СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ:

а) Строение артикуляционного аппарата:

  • губы:
  • зубы:
  • небо:
  • язык (толстый, маленький, с укороченной уздечкой):
  • прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой прикус, открытый передний прикус):

б) Подвижность артикуляционного аппарата:

  • подвижность губ (смычка, оскал, вытягивание вперед):
  • подвижность языка (вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево, распластывание языка, узкий язык, трубочка, удержание языка):
  • подвижность мягкого неба:

Отметить: тонус (нормальный, напряжение, вялость,чрезмерное напряжение).

  • активность (нормальная,заторможенность, расторможенность).
  • объем движений (полный, неполный).
  • длительность (способность удержания органа в заданном положении в течение 5 секунд).
  • замена одного движения другим.
  • переключение синкинезии.

2. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

ЗВУКИ

ХАРАКТЕР ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

ИЗОЛИРОВАННО

В СЛОГАХ

В СЛОВАХ

ВО ФРАЗАХ

гласные
мягкие и твердые согласные
звонкие и глухие
йотированные
Б — П — М
В — Ф
Д — Т- Н
К — Г — Х
С
С
З
З
Ц
Ш
Ж
Щ
Ч
Л
Л
Р
Р

**Подготовительная группа: продолжить работу над:

3. ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИКИ:

4. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

Старшая группа:

самолет
скворец
фотограф
микстура
парашютист
погремушка
комбинезон
аквариум
гимнаст

Сестренка развешивает простыни.
Водопроводчик чинит водопровод.
Парашютисты готовятся к прыжку.

Подготовительная группа:

тротуар
ткачиха
фотоаппарат
экскаватор
регулировщик
парикмахер

Волосы подстригают в парикмахерской.
Регулировщик стоит на перекрестке.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

5. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

* а) повторить:

па-ба ба-па ба-ба-па бок – бак — бык
ка-га га-ка ка-га-ка кот – тот — тук
да-та та-да да-та-да а у о и а о у

б) показать картинки:

крыса — крыша
усы — уши
бочка — почка
коса — коза
уши — ужи
уточка — удочка
трава — дрова
игра — игла
мышка — мишка
хор- хорь

** а) Дифференциация звуков на слух по картинкам

глухие — звонкие:
твердые – мягкие:
свистящие – шипящие, Р – Л:

б)- выделение ударного гласного из начала слова:
- выделение согласного из начала слова:
- выделение конечного согласного:
- выделение гласного из середины слова:
- выделение ударного гласного из конца слова:
- звуковой анализ и синтез обратных слогов:
- анализ и синтез прямых слогов:

6. СЛОВАРЬ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

* а) Назвать предметы по темам:

игрушки
посуда
мебель
одежда
обувь
части тела
животные
растения

Люди разных профессий:

продавец повар врач учитель водитель (шофер)
летчик дворник портниха (швея) художник строитель

* б) Назвать части предметов и показать:

стул (сиденье, спинка, ножки)
чайник (донышко, носик, крышка)
дерево (ствол, ветви, листья, почки, кора, корни)

в) Назвать детенышей животных:

у кошки -
у белки -
у зайца -
у медведя -
у лисы -
у лошади -
у собаки -
у свиньи -
у овцы -
у коровы -

г) у зайчат мама — (зайчиха)
у слонят мама — (слониха)
у волчат мама — (волчица)
у крольчат мама — (крольчиха)
у ослят мама — (ослица)
у верблюжат мама — (верблюдица)

д) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

* старшая группа  ** подгот. группа

собака — изба — лужа — колесо -
шапка — трава — болото — зверь -
окно — пирог — метель — сосна -
ковер — гнездо — утюг — одеяло -
лоб — лист — воробей — голубь -
брат — часы — хлеб — друг -

** подготовит. группа:

е) Назвать детали одежды:

детали обуви:
детали мебели:

ГЛАГОЛ

* а) Назвать действия: шьет вышивает вяжет чистит подметает режет мнет отрывает

** продает покупает красит учит лечит

*б) Кто как передвигается? Щука ласточка кузнечик змея.

*в) Кто как голос подает? Корова свинья собака тигр лягушка ворона комар петух мышь

г) Образование глаголов с приставками:

** Мальчик в дом (входит) из дома (выходит)
к дому (подходит) от дома (отходит)
вокруг дома (обходит) через дорогу (переходит)
Через дорогу змея (переползает) заяц (перебегает) птица (перелетает)

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

* а) подобрать определения к словам:

соль (соленая)
конфеты
лимон
лук
лиса
небо
дома
солнце
погода

б) подбор антонимов:

* большой — маленький
чистый — грязный
горячий — холодный
тяжелый — легкий
старый — молодой
новый — старый

** высокий — низкий
широкий — узкий
длинный — короткий
толстый — тонкий
первый — последний
быстрый — медленный
светлый — темный
здоровый — больной
веселый — грустный
твердый — мягкий
глубокий — мелкий

в)** подготовительная группа: Образование относительных прилагательных:

Рукавички из кожи:
из меха:
из шерсти:

Лес из елей:
мед из липы:
стена из кирпичей:
чашки из фарфора:
домик изо льда:
суп из рыбы:

г)** подготовительная группа: Образование притяжательных прилагательных:

Хвост чей?

у собаки -
у лисы -
у рыбы -

Уши чьи?

у зайца -
у медведя -
у рыси -

д) Образование причастий: **

Какой получается картофель, если его:

жарят:
варят:
парят:
сушат:
морозят:
тушат:
пекут:

е) Сравнительная степень прилагательных: **

длиннее короче толще тоньше выше
слаще горче кислее тяжелее легче

7. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

* а) образование множественного числа существительных в именительном падеже:

стол -
дерево -
ухо -
воробей -
лист -
окно -
стул -
рукав -
кольцо -
лев -
глаз -
рот -

** письмо -
гнездо -
зерно -
бревно -
крыло -
сын -
перо -
колесо -
друг -
весло -
пень -
сук -

*б) существительное множественного числа в родительном падеже:

в зоопарке много…

*в) Согласование прилатательых с существительными множественного числа в различных падежах (на материале детенышей животных):

Кто у кого? (маленькие мышата, пуховые крольчата)
Кого нет?
Кому лакомства?
Кто с кем?
Заботится о ком?

г) Согласование числительных ОДИН, ОДНО, ОДНА, ОДНИ с существительными:

(одно) ведро
(один) мальчик
(одна) девочка
(одни) санки
пальто
кубик
дверь
ножницы

д) согласование числительных ДВЕ, ДВА, ПЯТЬ с существительными:

палец
ведро
коза
олень

** е) согласование числительных с существительными и прилагательными:

(2,10): сладкий арбуз
вкусное пирожное
деревянные санки (1-5):
острые ножницы (1-5):

ж) употребление предлогов в речи:

*в, на, под, с, у, к, из, около, за, над:
** из-под, из-за, между, перед, через:

8. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

* Старшая группа (пересказ):

«Солнышко садится»

Летним вечером Ваня с дедушкой пошли купаться к речке. Ваня говорит дедушке: «А ведь солнышко тоже купается». «Нет — говорит дедушка, — солнышко не купается. Оно, как в зеркале в воде отражается».

** Подготовительная группа.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок:

УТОЧНЕННЫЙ ДИАГНОЗ:

Обследование для старшей группы *
Обследование для подготовительной группы **

Карта наблюдения за речевым развитием ребенка

ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ В БАЛЛАХ

АРТИКУЛЯТОРНАЯ МОТОРИКА
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА
СЛОВАРЬ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
СУКЦЕССИВНЫЕ ФУНКЦИИ
СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
ДАТА

Параметры оценки речевого развития ребенка

1 – 2 балла – низкий уровень.

3 – 4 балла – ниже среднего, навык еще не сформирован.

5 – 6 баллов – навык в развитии, владеет не в полной мере, требует помощи.

7-8 баллов – ребенок пользуется знаниями при умеренной помощи взрослого.

9 – 10 баллов – навык устойчиво развит.

Дудкова Анна Оскаровна,
учитель-логопед,
МБДОУ центр развития ребенка –
детский сад № 8 «Салют»,
г. Смоленск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.