Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей раннего возраста в условиях ППМС-Центра

Речевое развитие ребенкаВ статье представлен опыт работы с детьми раннего возраста, имеющих задержку речевого развития (ЗРР) в условиях ППМС -центров: организация, форма проведения занятий с детьми. Описаны формы взаимодействия с родителями.

Данный опыт может использоваться воспитателями, психологами, логопедами яслей садов, ДОУ, реабилитационных центров.

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни, когда закладываются наиболее важные и фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предотвращение.

В последние годы количество детей с различными отклонениями в развитии, прежде всего – речевыми, не уменьшается. Анализ обращений показывает, что одна из самых распространенных причин обращений к логопеду, — это беспокойство родителей по поводу развития речи у детей раннего возраста: отмечаются различные задержки темпов речевого развития. Зачастую родители начинают обращать внимание на отклонения в речевом развитии после 3 лет, упускают время. Если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Поэтому раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – актуальная проблема современности.

Необходимость раннего оказания помощи детям с особыми образовательными потребностями признаётся большинством специалистов и диктуется следующими обстоятельствами:

  • первичные отклонения в речевом развитии приводят к выпадению ребенка из социальной и культурной среды;
  • на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка;
  • нарушения в овладении речью негативно влияют на психическое развитие, эмоционально-волевую сферу и поведение;
  • период раннего детства является сензитивным для формирования речи и других психических.

На базе Муниципального казенного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» с 2002 года организуются группы кратковременного пребывания диагностико – консультативной направленности для детей, не посещающих дошкольные учреждения, в возрасте от 2 до 3 лет и их родителей (законных представителей) – «Развивайка».

Цель деятельности группы «Развивайка» – оказание комплексной психолого – педагогической помощи детям раннего возраста с задержкой психического и речевого развития, консультативно – методическая поддержка их родителей по вопросам воспитания, обучения и социальной адаптации детей.

В работе с детьми 2 -3 лет использую программу, методическое пособие «Развитие коммуникативных навыков у детей 2-3 лет в условиях группы кратковременного пребывания», составленные мною в 2008 г., апробированные на 5- ти курсах. Данные работы были представлены на VII, VIII городских конкурсах психолого – педагогических инициатив «Путь к совершенствованию» в г. Ханты- Мансийске: в 2009 г. – программа «Развитие коммуникативных навыков у детей 2-3 лет в условиях группы кратковременного пребывания», в 2011 г. — методическое пособие по той же теме, отмечены Дипломами I степени.

Группы комплектуются с учётом уровня психофизического развития. Наполняемость группы – 6 — 7 человек. Длительность курса — 6 месяцев (100 занятий).

Занятия по «Ознакомлению с окружающим и развитию речи» проводится параллельно с педагогом – психологом по «Развитию психомоторных и сенсорных процессов» 2 раза в неделю по 2 занятия.

Для наиболее тесного взаимодействия в работе по развитию детей раннего возраста и создания единого образовательного пространства тематическое планирование лексических тем составляется совместно с психологом.

Основная цель занятий с детьми 2-3 лет – не коррекция, а побуждение к общению, стимулирование речевого развития, повышение речевой активности ребенка. Они строятся в виде игр, основанных на умении подражать движениям и речи взрослого.

Все игры сопровождаю показом: предметных, сюжетных картинок; игрушек, звучащих, музыкальных инструментов, действий с ними.

Система организации предполагает проведение не только традиционных, но и интегрированных занятий, совместно с психологом (новая для данной группы форма проведения), с участием костюмированного персонажа («Скоро праздник – Новый год!», «Праздник пап», «Мамин праздник», «Дикие животные», «Одежда», «Транспорт»). При знакомстве со сказками используется показ настольного (по сказкам «Курочка – Ряба», «Колобок», «Теремок», «Глупый мышонок»), кукольного (по сказке «Репка», «Заюшкина избушка»), пальчикового театров. Также используются детские шапочки животных, птиц, цветов для обыгрывания игр, сказок. Такая форма проведения занятий оптимальна на первых этапах (ознакомительных) и во второй половине курса, когда дети адаптировались к коллективу сверстников, начинают взаимодействовать друг с другом.

В работе с детьми данного возраста использую здоровьесберегающие технологии:

  • физминутки (в соответствии с темой),
  • пальчиковую,
  • артикуляционную гимнастики,
  • упражнения на развитие плавного длительного выдоха.

Таким образом, в результате проведённой работы дети начинают активно общаться друг с другом, вступать в контакт с педагогом (до занятия — слова приветствия), во время занятия: слушать, отвечать однословно, двухсловно, сопровождать свои действия речью; научились подражать действиям взрослых. У детей с ЗРР (в начале курса) отмечался выход из ЗРР (к середине курса).

Следует отметить, что такая форма организации группы кратковременного пребывания для детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития является одной из возможностей эффективной и своевременной компенсации проблем в развитии детей.

Она способствует профилактике вторичных нарушений; первичной адаптации детей к детскому коллективу; способствует социализации и интеграции детей с проблемами в развитии в коллективе сверстников, последующему сокращению количества детей, которые по достижении дошкольного и младшего школьного возраста будут нуждаться в специальных условиях обучения.

Большое внимание уделяется взаимодействию специалистов с родителями. Для этого использую следующие формы:

  • Знакомство (на первой консультации – в сентябре).
  • Сбор данных (анамнеза) о раннем развитии ребенка. Знакомство с результатами (первичной, итоговой) диагностики, наблюдения.
  • Организационный «Родительский клуб», на котором с психологом знакомим с задачами, основным содержанием и формами проведения занятий (в сентябре).
  • Проведение занятий совместно с родителями, включение их в работу.

Такая форма позволяет им знакомиться с направлениями и приемами работы с детьми, видеть их успехи.

  • Консультация после изучения каждой лексической темы, на которой оказывается методическая помощь родителям (предлагаются игры, упражнения на развитие всех компонентов речевой системы). Для закрепления нового материала родители получают задание на дом.
  • Тематические семинары, проводимые на протяжении всего курса.

На этих семинарах знакомлю с нормативами речевого развития детей раннего возраста; причинами задержки речевого развития и др.

  • Информационные брошюры: «Развитие звукопроизношения у детей раннего возраста», «Формирование связной речи у детей раннего возраста», «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»; памятки: «Достижения детей 2 года жизни», «Достижения детей 3 года», «Динамика формирования речи в онтогенезе», «10 «почему» детям необходимо читать», «Как учить стихи?».
  • «Книга отзывов и предложений», куда родители записывают свои мнения, пожелания о деятельности специалистов.

По окончании курса проводится праздничный выпускной, на котором дети получают дипломы выпускников.

Так за 5 лет работы группы «Развивайка» занятия посетили более 120 детей и их родителей (законных представителей или лиц, их заменяющих – бабушки).

Такая форма проведения занятий может использоваться в группах кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях, ППМС – центрах, яслях садах, логопедических группах, реабилитационных центрах.

Охрименко Алина Анатольевна,
учитель-логопед,
МКОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»,
г. Ханты — Мансийск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.