Организация досуговой деятельности детей с речевыми нарушениями через инновационные формы работы с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения.
На современном этапе работы ДОУ актуализирована тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников, имеющих речевую патологию. Детский сад воспитывает ребенка и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Во всех случаях дошкольному образовательному учреждению необходимо определить условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий. Новая образовательная парадигма предоставляет педагогам дошкольного учреждения возможность выступать не только как воспитатель детей, но и как партнер родителей по воспитанию детей.
Проблему воспитания и обучения мы решаем совместно с родителями на основе сотрудничества и взаимного доверия. Новые модели сотрудничества ДОУ с семьёй основаны на понимании и партнёрстве, направлены на поиск общих решений и способствуют вовлечению родителей в единое образовательное пространство и росту рейтинга ДОУ.
При организации досуговой деятельности детей мы используем систему инновационных форм взаимодействия, которая активизирует потребности родителей, повышает их педагогическое образование, позволяет оптимизировать взаимодействие между педагогами и родителями в воспитании детей.
Практическая значимость данного вида деятельности заключается в апробировании педагогической системы включения родителей в процесс воспитания, обучения и коррекции детей и возможность внедрения данной методики в практику других дошкольных учреждений.
Инновационными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, круглые столы, диспуты, практикумы, игротренинги для родителей, ролевые игры, семейные гостиные, логопедические развлечения, семейные праздники, викторины, деловые игры и др.
Инновационные формы по организации досуговой деятельности дошкольников с нарушениями речи в условиях ДОУ предполагают активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества, побуждение к действиям и применение в семейной среде.
Нами разработан перспективный тематический план, который реализуется в течение двух лет в старшей и подготовительной группах компенсирующей направленности (дети с тяжёлыми нарушениями речи) по программе «Взаимодействие педагогов и родителей через инновационные формы работы»:
Первый год
МЕСЯЦ |
НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
ЦЕЛЬ |
СЕНТЯБРЬ |
КРУГЛЫЙ СТОЛ «Родители – главные воспитатели» |
Способствовать созданию взросло-детского сообщества. |
ОКТЯБРЬ |
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ «Что за прелесть эти сказки!» |
Привлечь внимание родителей к проблеме домашнего чтения, доставить радость от общения и детям, и родителям. |
НОЯБРЬ |
ДЕЛОВАЯ ИГРА «Что? Где? Когда?» |
Способствовать приобретению детьми и родителями опыта социального взаимодействия. |
ДЕКАБРЬ |
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ «Готовимся к Новому году» |
Создать радостное настроение в преддверии Нового года, поддерживать интерес и желание родителей участвовать в групповых мероприятиях. |
ЯНВАРЬ |
СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК «Весёлые рождественские колядки» |
Способствовать взаимодействию педагогов и родителей в воспитании толерантности, знакомить детей и родителей с традициями русского народа. |
ФЕВРАЛЬ |
ДЕЛОВАЯ ИГРА «Знатоки природы» |
Уточнить и обогатить знания, как детей, так и родителей, о природе. |
МАРТ |
ИГРОТРЕНИНГ «Развитие зрительно-моторной координации» |
Профилактика проблем чтения и письма у детей в семейных условиях. |
АПРЕЛЬ |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «В гостях у королевы Азбуки» |
Закрепить навык чтения слогов и слов с изученными звуками и буквами.
|
МАЙ |
СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК «День именинника» |
Создать бодрое радостное настроение, желание сделать друг другу приятное, учить внимательно и заботливо относиться к своим товарищам и взрослым. |
Второй год
МЕСЯЦ |
НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
ЦЕЛЬ |
СЕНТЯБРЬ |
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ «Разрешите познакомиться!» |
В игровой форме познакомить родителей со средствами и методами коррекционного обучения. |
ОКТЯБРЬ |
КВН ПО ПДД «Добрая дорога – детям» |
Закрепить знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге. |
НОЯБРЬ |
КОНКУРС «Алло, мы ищем таланты!» |
Совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества детского сада и семьи. |
ДЕКАБРЬ |
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСИДЕЛКИ «Потешный двор» |
Дать возможность детям психологически подготовиться к публичным выступлениям на праздниках в детском саду. |
ЯНВАРЬ |
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «Весёлое азбуковедение» |
В занимательной форме закрепить навык чтения слогов и слов с изученными буквами. |
ФЕВРАЛЬ |
КОНКУРС ЧТЕЦОВ «Раз словечко, два словечко» |
Обогатить детей и родителей новыми эмоциями, помочь раскрепоститься и приобрести опыт публичных выступлений. |
МАТР |
КРУГЛЫЙ СТОЛ «Мама, бабушка и я – лучшие друзья!» |
Создать настрой на доброжелательный откровенный разговор. |
АПРЕЛЬ |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Путешествие в страну Букварию» |
Закреплять навыки чтения слов, продемонстрировать родителям навыки и умения детей. |
МАЙ |
СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК «До свиданья, детский сад!» |
Достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников, нацелить на дальнейшее сотрудничество педагогов и родителей. |
План проведения семейного праздника «Весёлые рождественские колядки»
Цель: Способствовать взаимодействию педагогов и родителей, познакомить родителей и детей с традициями русского народа.
План проведения:
1. Мультимедийная презентация для родителей на тему: «Рождество. Колядки: от прошлого к современности» (во время презентации дети переодеваются в костюмы животных и птиц).
1-й слайд: Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
2-й слайд: Празднуется 25 декабря. Русская православная церковь и другие церкви, использующие юлианский календарь, празднуют 7 января по григорианскому календарю (в XX—XXI веках). В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом.
3-й слайд: Одна из рождественских традиций — петь колядки на Рождество. Колядки появились еще в языческие времена. Их пели 21 декабря, в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). С принятием на Руси христианства обряд колядования приурочили к празднованию Рождества Христова. Кроме рождения Иисуса Христа, колядки на Рождество чествуют всех членов семьи, к которой пришли колядники. Ряженые колядники ходят от дома к дому и поют хозяевам колядки, а те дают им монеты и сладости. Обряд колядования сопровождается музыкой, танцами, играми.
4-й слайд: Колядовать чаще всего ходили дети и молодёжь, но бывало, что и взрослые люди любили повеселиться.
5-й слайд: Обычно один из колядующих наряжается Козой, а другой – «водит Козу». Коза считается символом достатка и плодородия. Остальные участники колядок зачастую также рядятся в животных. Колядующие поют весёлые песенки, сказывают стишки, пританцовывают, в общем, веселятся на славу. Слова в колядках обычно славят добрых хозяев дома и непременно сопровождаются выпрашиванием угощения.
6-й слайд: Обряд колядования все еще популярен в народе, хотя и уже успел утратить свой изначальный смысл. А если вы не успели спеть колядки на Рождество, не расстраивайтесь, через год всё повторится…
2. Весёлое рождественское представление «Как пошла коляда…»
Дети в костюмах различных животных и птиц входят в группу, где их встречают родители. Один из колядующих – коза, а другой ведёт козу. Остальные дети также наряжены в животных: кот, лиса, свинья, журавль, петух, лошадка, корова, овца, собака, баран, медведь.
1- ребёнок:
Как пошла Коляда
Вдоль по улице гулять,
Вдоль по улице гулять,
С Рождеством поздравлять!
2- ребёнок:
Мы не сами идём,
Мы козу с собой ведём!
3- ребёнок:
Где коза ходит,
Там жито родит!
4- ребёнок:
Где коза хвостом,
Там жито кустом.
5- ребёнок:
Где коза ногою,
Там жито копною.
6- ребёнок:
Где коза рогом,
Там жито снопом.
Колядующие поют весёлые песенки, пританцовывают, выпрашивая угощения.
7- ребёнок:
Ой, пляшу для дорогого,
Может, даст ползолотого.
8- ребёнок:
Ой, мало, мало, на том не стало!
Ой, скачу, скачу, серебра хочу!
9- ребёнок:
Раз имеешь сына, дай головку сыра.
Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку.
10- ребёнок:
Если не богатый, выгони из хаты
Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою!
11- ребёнок:
Дай Бог тому, кто в этом дому!
В поле – зерно,
В доме – добро,
А не дадите пирога –
Сведем корову за рога!
Родители одаривают всех сладостями, дети зовут взрослых поиграть в игру «Шла коза по лесу…», после игры педагоги приглашают гостей и колядующих к чаепитию.
Бушуева Людмила Вениаминовна,
учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 159,
г. Архангельск