Организация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте (из опыта работы)

1. Что такое продуктивный диалог?

Продуктивный диалогПродуктивный диалог – это учебный диалог, в результате которого у ребёнка развиваются коммуникативные навыки.

Зачастую педагоги работают над обогащением словаря, развитием связной речи, считая, что умение вести диалог у ребёнка придёт само собой.

Бывает так, что у ребёнка богатый словарный запас, он умеет строить предложения, может ответить на вопрос, а диалог вести не умеет.

Поэтому нужно развивать не только речь, но и умение вести диалог.

Очень часто дети не хотят вступать в диалог, потому что их никто раньше ни о чём не спрашивал, поэтому развивать речевую деятельность нужно с потребности ребёнка говорить.

Если ребёнок хочет чем – то поделиться, нельзя его останавливать.

Чтобы стать ближе к детям, а значит по – настоящему диалогичнее, обучение должно проходить в форе сотрудничества.

Для этого нужно исключить из своей речи слова: «встали», «достали», а вместо этого говорить: «откроем тетради», «заштрихуем фигуру».

Обучение продуктивному диалогу включает в себя 3 этапа:

- обучение постановке вопроса
- работа в парах, группах
- ведение групповой дискуссии.

2. Формы работы, используемые для развития диалога у детей.

В начале года мы обследуем детей, узнаём, в каком состоянии их речь, так как зачастую дети не могут вести диалог по причине недостаточного словаря или он не может строить предложения. Мы проводим индивидуальную работу и в этом направлении.

На первом этапе, когда идёт обучение постановке вопросов, умение отвечать на вопросы и задавать их, а также формируется умение слушать и слышать собеседника, я использую разные формы работы:

Разные игры:

«Невпопад». Нужно заменить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему. Если ребёнок отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.

«Продолжи разговор» — Лера, что ты делаешь? – Я рисую. – Что ты рисуешь? – Котёнка. – Что есть у твоего котёнка?…

«Снежный ком» Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Первый ребёнок говорит своё предложение. Второй начинает свою фразу с повторения предыдущей и добавляя своё предложение…

«Составим предложение» — Воспитатель начинает: «Девочка идёт…». Каждый следующий ребёнок повторяя предложение, добавляет к нему своё слово (Красивая, маленькая, хорошенькая девочка идёт со своей любимой мамой в свой детский сад и смотрит по сторонам и видит деревья, машины, людей…)

Мы ежедневно читаем художественные произведения.

После чтения обязательно проводим его анализ, чтобы усвоить содержание, оценить поступки героев. В ходе такой беседы педагог даёт образец правильной постановки вопроса, дети усваивают то, что вопросительные предложения содержат такие слова, как что, когда, почему…, учит задавать их в определённой последовательности. (Например, после чтения сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка задаются вопросы:

- Что я вам рассказала?
- Почему вы думаете, что это сказка?
- Кто из героев вам понравился и чем?…

3. Умение правильно строить вопросы, мы формируем также в беседе при обучении пересказу, при заучивании стихотворений, при составлении рассказа по картине и по серии сюжетных картин.

4. Продуктивный диалог организуем также в театрально – игровой деятельности. В играх – драматизациях дети вступают в диалог, в соответствии с ролью персонажа. Мы драматизировали сказки «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», для этого у нас имеются маски.

5. В режиссёрской игре, когда ребёнок – режиссёр управляет игрушками – актёрами. Для этого у нас имеются разные виды театра.

6. Продуктивный диалог мы организуем во время сюжетно – ролевых игр. Чтобы она возникла, проводим предварительную работу, обсуждаем план игры. Например, перед игрой «Гости»:

- Как должны вести себя хозяева по отношению к гостям? (быть вежливыми, говорить вежливые слова «будьте добры», «кушайте на здоровье», «пожалуйста»…

- Как нужно подготовиться к приёму гостей? (нужно убрать квартиру, украсить её цветами, накрыть стол, правильно расставить приборы)

- Когда придут гости, как мы их встретим, чем займём? (рассадим, предложим удобные места, во время чаепития займём их интересной беседой, будем приветливо угощать «кушайте пожалуйста», «не хотите ли чаю?»

- Как можно развлечь гостей после чаепития? (песнями, игрой)

Потом распределяются роли.

Во время игры я ненавязчиво стараюсь помочь сделать диалог интересным, продолжительным. («Спроси у Леры, не хочет ли она конфет? А какие конфеты она любит шоколадные или карамель? Какие шоколадные конфеты ей больше нравятся?.. )

После игры мы продолжаем диалог, в котором обсуждаем допущенные ошибки…

7. В организованной деятельности по Изо мы тоже используем диалог, чтобы уточнить приёмы рисования, лепки, поскольку на занятии сейчас не учим, а закрепляем умения.

8. На математике я часто использую приём недоопределённого задания, решаемое однозначно после того, как буден задан вопрос.

9. В повседневной жизни также организуем продуктивный диалог… Дети у нас любят беседовать на разные темы: «Как прошёл выходной день?», «Кем работают твои родители?», «Что интересного видели на прогулке?»…

10. Активизируем речевую деятельность, создавая проблемные ситуации. (Дети получают письмо от Ивана и Елены прекрасной, в котором они сообщают, что они поженились, и у них родились дочь и сын. А сын спрашивает у нас, кто в нашей семье главнее? Помогите им разобраться).

Далее идёт обсуждение: одни говорят, что папа главнее, так как выполняет самую тяжёлую работу в семье. Обеспечивает всех; другие считают, что мама главнее, так как главная по хозяйству, третьи считают, что главные в семье дети.

11. Для развития коммуникативных навыков мы используем подвижные игры с диалогом («Гуси – гуси», «Маляр и краски», речевые игры «Доскажи словечко»:

- Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно…(Ёлки)

- На дворе снежок идёт,
Скоро праздник…(Новый год)

Или игра «Что растёт на ёлке» (если дети соглашаются, говорят «да2 и поднимают руки)

- Что растёт на ёлке?
- Зайчики и волки? (да)
- Плитки – шоколадки? (да)
- Детские кроватки? (нет)
- Бусинки? (да)
- Хлопушки? (да)
- Старые подушки? (нет)…

12. В самостоятельной детской деятельности также мы помогаем детям строить диалоги (Например, в игре на классификацию «Лото» Даша спрашивает: «У кого мяч?» Дима отвечает: «У меня» и Даша молча отдаёт картинку. Я вмешиваюсь и предлагаю Даше спросить Диму, почему ему нужен мяч? Дима должен ответить: «Потому что это игрушка, а мне нужны только игрушки». Далее предлагаю Даше спросить у Димы, как можно играть с мячом? (пинать, отбивать, бросать)

13. Используем также дидактические игры.

Дидактическая игра «Загадки».

Воспитатель с кем–то из детей договариваются, о чём они будут загадывать загадку. Далее между ними идёт диалог:

- Платон, эта вещь есть в нашей группе? (Эта вещь есть в нашей группе)

- Какой она величины? (Она маленькая)

- Из чего она сделана? (Эта вещь сделана из дерева)

- Какой она формы? (Она прямоугольная)

- Как она служит людям? (На неё можно поставить книги, игрушки)

- Кто догадался, что это?

На втором этапе идёт обучение детей работе в парах, которое начинается с организации их совместных действий. Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом.

Игра «Где мы были. Мы не скажем, а что делали, покажем».

Дети в парах выбирают животное для себя и своего партнёра. Договариваются между собой и изображают животное так, чтобы остальные узнали его.

Игра «Четвёртый лишний».

В паре обсуждают решение поставленной задачи и высказывают свой правильный ответ.

На третьем этапе идёт совершенствование усвоенных навыков. На этом этапе проводим сюжетно–ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. На этом этапе дети переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.

Вывод: Любая совместная деятельность даёт возможность развивать потребность в общении, желание и умение вступать в диалог при грамотном руководстве со стороны взрослых. Организация продуктивного диалога помогает попутно преодолевать детям также общее недоразвитие речи.

Ремизова Наталья Юрьевна,
воспитатель структурного подразделения
детский сад «Кораблик»,
г. Новокуйбышевск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.