Аннотация: В данной статье рассматривается значение техники «оригами» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, а также описывается работа детско-родительского клуба «Журавлик», в основу которого легла техника оригами.
Основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка, является правильно организованная коррекционно-развивающа работа.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей равные с обычными детьми возможностями. Среди современных средств и направлений все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами.
Влияние занятий оригами на развитие мышления и интеллект изучали психологи из Ростова-на-Дону, Екатерина и Юрий Шумаковы.
Они пришли к выводу, что такие занятия:
- повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;
- повышают уровень интеллекта в целом;
- активизируют творческое мышление;
- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;
- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;
- улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;
- улучшают память и глазомер.
Эти наблюдения одинаково ценны как для работы со здоровыми детьми, так и с детьми с ОВЗ.
В нашем центре создан детско-родительский клуб «Журавлик» в основу которого легла техника оригами. Его посещают родители и дети, имеющие различные нарушения в развитии. В рамках данного клуба проводятся детско-родительские занятия с использованием оригами, результатом этих занятий являются коллективные работы.
Занятия совместной деятельностью способствуют развитию творческие способностей не только детей, но и родителей. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместной деятельности (изготовление фигурок в технике оригами), родители учатся эффективному взаимодействию с ребёнком (детьми), используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности. Данная форма работы позволяет родителям взглянуть на своих детей с другой стороны; способствует гармонизации детско-родительских отношений. Приходя на данные занятия, родители понимаю, что они не одни, помогают друг другу, начинают дружить семьями.
Занятия оригами способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Оно знакомит детей с основными геометрическими понятиями , происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оно позволяет сделать подарок своими руками. Любая продуктивная деятельность положительно воспринимается и родителями.
Совместные занятия детей и родителей в рамках данного клуба позволяют познакомить родителей с искусством оригами как универсальным способом развития познавательных процессов ребёнка с ОВЗ; обеспечить целенаправленную работу по взаимодействию с семьей (повысить пед.грамотность родителей по вопросу использования метода оригами); информировать родителей о потенциале техники оригами для развития познавательных процессов ребёнка; активизировать роль родителей в развитии творческих способностей у детей; развивать отношения ребенка со сверстниками, родителями и другими взрослыми; воспитывать эстетический вкус у детей при изготовлении поделок и композиций; развивать интерес к моделированию и конструированию.
Таким образом проводя занятия в рамках детско-родительского клуба «Журавлик», решаются сразу две задачи: всестороння помощь в развитии ребенка с ОВЗ и помощь родителям, воспитывающим таких детей.
Естина А.В.,
учитель-дефектолог