Очень часто нам, логопедам, встречаются легкие (стертые) формы псевдобульбарной дизартрии, которые могут ошибочно приниматься за сложную дислалию. Но в процессе коррекционной логопедической работы они отмечаются особыми трудностями преодоления.
Перечислим основные показатели отграничения псевдобульбарной дизартрии от сложной дислалии
При псевдобульбарной дизартрии наблюдается односторонняя неврологическая симптоматика:
- у некоторых детей наблюдается легкое косоглазие;
- напряжение жевательных мышц ослаблено, рот приоткрыт;
- носогубные складки — одна или обе в покое сглажены;
- оскаливание зубов недостаточное с одной стороны;
- язык напряжен, утолщен, движения его вперед и в стороны возможны, но удерживание в заданном положении затруднено;
- кончик языка недостаточно подвижен;
- изолированные движения выполняются неточно, при увеличении темпа движений язык становится напряженным и остается лежать неподвижно на дне ротовой полости;
- при передвижении языка из угла в угол рта станоится заметным нарастающее утомление мышц, движения теряют свою четкость, темп и координацию, увеличивается саливация.
При проведении функциональной пробы (поднять руки вверх, постоять и попрыгать на одной ноге) наблюдается:
- ограничение активных движений верхних и нижних конечностей;
- сила в мышцах на стороне пареза ослаблена, тонус слегка повышен;
- отклонения со стороны нервной системы: нерезко выраженный односторонний или двустронний паретический синдром (в артикуляционной и общей мускулатуре).
Мозаичность симптомов вследствии поражения ЧМН (черепно-мозговых нервов), определяющая фонетические нарушения
1. Поражение лицевого нерва — приводит к неполноценной деятельности губных мышц.
2. Подъязычного нерва — приводит к отклонению кончика языка в сторону; ограничение подвижности кончика языка, средней части языка; при подъеме языка за верхние зубы — отклонение боковой части (правой или левой) и это приводит к возникновению боковой струи воздуха.
3. Языкоглоточного нерва — приводит к расстройствам фонации: назализации, искажению или отсутствию заднеязычных звуков.
Вывод: характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состоянияя нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.
Сочетание звуковых расстройств при стертой форме псевдобульбарной дизартрии
- межзубное произношение переднеязычных звуков сочетается с отсутствием или гортанным произношением звука [Р];
- боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат;
- спастическое напряжение средней части спинки языка делает всю речь ребенка смягченной;
- шипящие звуки образуются в более простом нижнем варианте и заменяют свистящие звуки;
- искаженные свистящие звуки заменяют шипящие звуки;
- часто встречаются дефекты озвончения, но их следует рассматривать как частичное нарушение голоса. Случаи расстройства звукопроизношения, сочетающиеся с нарушениями голоса (назализация, озвончение) и дыхания (договаривание фразы на вдохе) нельзя рассматривать как сложную дислалию или ЗРР. Правильным будет заключение «стертая форма дизартрии». При таком заключении необходимо проводить комплексную коррекционную работу в сочетании с общим массажем, сеансами лечебной физкультуры (ЛФК), массажем артикуляционного аппарата.
Агеева Екатерина Леонидовна,
учитель-логопед, г. Рязань