Памятка о звуках для родителей и педагогов

Чем отличаются звуки от букв?

  • Буквы мы видим и пишем.
  • Звуки мы слышим и говорим.

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные? Как научить ребенка отличать гласные и согласные?

Иногда, чтобы облегчить ребенку различение гласных и согласных, мы говорим ему, что согласный звук нельзя потянуть, нельзя спеть. Давая такое объяснение, мы на самом деле только запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки «р», «м», «л», то есть все те согласные, которые можно долго тянуть и петь.

А вот если мы обратим внимание малыша на другую особенность согласных звуков: при их произнесении нам всегда что-то мешает — или губы, или язык, то ребенок уже никогда не ошибется.

Скажите ему: «Действительно, звук «м» можно долго тянуть и даже песенку можно «промычать», но посмотри, как крепко закрыт у тебя ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта».

Вот теперь установлена разница между гласными и согласными звуками.

Гласные звуки первого ряда:

Буквы – А, У, О, Э, Ы.

Звуки — [А] [У] [О] [Э] [Ы] – произносятся протяжно, поются, можно их прокричать, обозначаются красной фишкой.

Перед гласными звуками первого ряда согласный звук всегда звучит твёрдо и обозначается синей фишкой.

Например: МАК, РОЗА и т.д.

Гласные звуки второго ряда:

Буквы – Я, Ю, Ё, Э, И.

Звуки — [Й][А], [Й][У], [Й][О], [Й][Э], [И].

Гласные второго ряда называются йотированными и имеют два звука, кроме звука [И] он обозначается красной фишкой, перед звуком [И] согласные – мягкие.

Например: ЛИСА, ПИСЬМО.

Йотированные гласные звуки обозначаются зелёной и красной фишками.

[Й][А] — Я

[Й][У] — Ю

[Й][О] — Ё

[Й][Э] – Е

Если йотированный гласный звук стоит в слове первым или после гласного звука, то он обозначается двумя фишками, если после согласного, то одной фишкой.

Например: Яблоко, Маяк, Мяч и т.д.

Всегда твёрдые согласные:

Ш, Ж, Ц.

Звуки [Ш], [Ж], [Ц] – обозначаются синей фишкой.

Всегда мягкие согласные:

Ч, Щ, Й.

Звуки [Ч], [Щ], [Й] – обозначаются зелёной фишкой.

Согласные звуки, которые могут обозначать и мягкость, и твёрдость:

Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х.

Парные согласные:

Б-П;

В-Ф;

Г-К;

Д-Т;

Ж-Ш;

З-С.

Звонкие согласные:

Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р, Ц.

Глухие согласные:

П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ч, Щ.

Правила:

«Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

«Ударный гласный произносится дольше и громче».

Смелова Наталия Анатольевна,
учитель-логопед 1 категории,
ЯНАО, Тюменская область, г. Ноябрьск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков Информационный материал для родителей по проведению артикуляционной гимнастики на различные группы звуков
Домашнее задание по теме «Продукты питания» Домашнее задание по теме «Продукты питания»

Отзывы к материалу: "Памятка о звуках для родителей и педагогов"

  1. Вероника:

    Почему буква Э отнесена и к первому и ко второму ряду гласных звуков?

  2. Маргарита:

    Вероника, там во второй группе ошибка. По транскрипции видно — имелась в виду буква «Е» [ЙЭ].

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.