Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ

Аннотация: В данной статье рассказывается об опыте взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в форме педагогической мастерской.

Выбор данной формы взаимодействия с семьей объясняется еще и тем, что она позволяет родителям не только получить информацию о развитии познавательных процессов , но и способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию. В ходе педагогической мастерской участники могут на практике освоить выполнение развивающих заданий, что поможет раскрытию их способностей в области познавательного развития своих детей.

Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ

Ключевые слова: педагогическая мастерская, дети с ОВЗ, взаимодействие с семьей.

«Общение с книгой — высшая и незаменимая
форма интеллектуального развития человека»
А.Т.Твардовский

Взаимодействие логопеда с родителямиСовременные подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушением или задержкой интеллектуального развития, предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка. Родители являются для ребенка первыми людьми, которые обучают, несут информацию об окружающем, ведут к определенному пониманию.

Сформировать правильное родительское понимание ребенка помогает знакомство с психологическими знаниями о познавательных процессах и способах их развития в форме педагогической мастерской.

Педагогическая мастерская — это совершенно иная форма осуществления учебного процесса. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами-представителями общественной организации «Новое образование». К ним относятся психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. (5).

Педагогические мастерские появились у нас в начале 90х годов ХХ века и сразу привлекли внимание методистов и учителей словесников из Санкт-Петербурга, среди них И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреева и др. И.А. Мухина дала следующее определение этому понятию:

“Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия”.

Итак,  педагогическая мастерская - это одна из интенсивных технологий обучения, которая включает каждого из ее участников в «самостроительство» своих знаний. Осуществляется это через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

Используя в своей работе такую форму работы, учитель-дефектолог может оказать действенную помощь родителям и сделать взаимодействие с ними более эффективным, поскольку благодаря таким педагогическим мастерским родители начинают активный поиск наиболее адекватных средств и методов для развития своего ребенка.

Бесценным материалом, на котором лучше всего можно развивать родителям своего ребенка, является книга познавательно-развивающего направления. Говоря словами Н.К.Крупской: «Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие детей . »

Именно поэтому ключевую роль в данном мероприятии играет создание особенной познавательной «Книги мудрости».

Основа деятельности в мастерской — творчество каждого. В процессе работы над «Книгой мудрости» всем участникам предоставляется право свободного выбора сектора, оформительского материала и его расположение на странице . Это и создает условия, необходимые для творчества. «Книга мудрости» состоит из разделов для каждого вида познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, а также зрительно-моторной координации. Задания подбираются в соответствии с возрастом учащихся.

Другая особенность мастерской — реализация идеи диалога во всех его аспектах. Родители работают в секторах : «Память», «Внимание», «Мышление», «Речь», «Зрительно-моторная координация». Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской.

В ходе работы над «Книгой мудрости» чередуются индивидуальная и групповая деятельность, работа в парах. Важная характеристика работы педагогической мастерской — сотрудничество и сотворчество.

Результат работы в мастерской — не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и создания творческого продукта — развивающей «Книги мудрости».

При проведении педагогической мастерской были учтены принципы И. А. Мухиной: каждый участник имеет право на ошибку, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской, создание условия эмоционального комфорта, диалог участников мастерской.

Пространство, в котором проходит мастерская, перестраивается в зависимости от задачи каждого этапа, так , в начале родители собираются все в педагогической гостиной, а затем переходят непосредственно в мастерскую. Собирается круг всех участников, предусматриваются отдельные места для индивидуальной работы, обеспечивается возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы.

По продолжительности педагогические мастерские по данной теме можно планировать как однодневные, так и рассчитанные на несколько мероприятий в зависимости от поставленной задачи.

Структура педагогической мастерской

Структура педагогической мастерской представлена тремя основными этапами:

1. Индуктор — этот этап необходим для того, чтобы «навести» на проблему, затронуть внутренние пружины сознания, пробудить желание включиться в работу. Взрослым необходимо понять, зачем нужно заняться этой проблемой ,что это может изменить в развитии их ребенка.

2. Изучение новой информации. Этап творческой работы. Выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т. д. На данном этапе используются такие педагогические приемы работы с информацией, как игровой элемент: предлагается представить себя в позиции школьника. Понимание участниками “через себя” всего того, что происходило в работе педагогической мастерской – одно из важнейших условий формирования базовой культуры личности. В качестве наглядности включается просмотр видеофильма по теме. Происходит взаимодействие, сотрудничество и сотворчество. Идут дискуссии и диалоги взрослых, идет подготовка итогового продукта: практической разработки «Книги мудрости».

3. Рефлексия. Во время заключительной рефлексии происходит не столько осмысление процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен, своего интеллектуального и эмоционального движения. Это необходимый элемент мастерской в валеологическом отношении, так как невысказанность, отсутствие осмысления перегружают человека эмоционально. Это особенно важно в аудитории взрослых, которые более болезненно, чем дети, переносят расставание со сложившимися стереотипами.

Педагогическая мастерская позволяет не только создать проблемную ситуацию для родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет отработать некоторые приемы эффективного развития своего ребенка. Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о процессах интеллектуального развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей. Участники мастерской могут примерить на себя те или иные роли, что поможет раскрытию их способностей.

Сценарий педагогической мастерской

Предлагаем сценарий педагогической мастерской по теме «Активизация процессов познавательной деятельности учащихся с целью преодоления речевых нарушений».

Аудитория: Родители учащихся 1-4-х интегрированных и коррекционных классов.

Цель: психологическое просвещение родителей, имеющих детей с проблемами в речевом развитии путем создания многофункциональной развивающей «Книги мудрости» .

Задачи:

1) активизировать педагогический опыт родителей в области развития познавательных процессов;

2) предоставить возможность родителям почувствовать на себе воздействие некоторых специальных приемов развития познавательных процессов ребенка;

3) укрепить сотрудничество семьи и учителя- логопеда;

4) создать усилиями родителей многофункциональную развивающую «Книгу мудрости».

Участники: родители детей с задержкой психического развития и речи , учитель- логопед.

Место проведения: актовый зал.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Оборудование:

1) стеллаж с дидактическими пособиями, играми и учебной литературой по развитию познавательных процессов;

2) мультимедийное оборудование;

3) напольное большое дерево-шнуровка «Яблонька»;

4) платковые куклы;

5) большие кубики со словами антонимами;

6) клей, ножницы, карандаши;

7) ватман А1-10 листов, цветные и черно-белые заготовки рисунков, таблиц и т.д. для оформления развивающей книги.

Организация пространства:

Мероприятие проходит в актовом зале. Пространство поделено на две части: «Научная гостиная» и » Педагогическая мастерская». Ведущий перед началом собрания приглашает всех в гостиную, где стоит стеллаж с дидактическими пособиями и литературой по теме мероприятия, а также несколько дидактических панно.

Тем, кто уже пришел, ведущий предлагает познакомиться с теми материалами, по которым занимаются дети. В это время может тихо играть классическая музыка, что позволяет настроиться на тему собрания, родители рассаживаются в произвольном порядке. Во второй части зала стоят столы «п»-образной формой, магнитная доска. На удобном расстоянии находится медиапроектор.

Ход мероприятия

1. Вводная часть.

Ведущий. Добрый день, уважаемые родители! Тема сегодняшней встречи: «Активизация процессов познавательной деятельности учащихся».Состоит она из двух частей «Научная гостиная»( фото 1), в которой вы сейчас находитесь и собственно сама «Педагогическая мастерская», в которую мы перейдем по мере того, как накопим достаточно знаний по нашей теме.

Каждый из вас должен рассказать о себе в третьем лице. В этом нам помогут платковые куклы. Постарайтесь искренне ответить на вопрос, что вы ожидаете от этой встречи.

Ведущий «задает тон», выполнив упражнение первым. Он надевает платковую куклу на себя и проигрывая роль матери

Ведущий. Первое время я не имела систематизации в развивающих занятиях с ребенком и плана в развитии ребенка. Когда ребенок еще совсем маленький, нужда в этом не так чувствуется, да и недостаток этого тоже. А затем, когда ребенок взрослеет, у него появляется больше возможностей и желания в познании, увеличивается разнообразие возможных игр, возникает необходимость сделать занятия с ребенком более целенаправленными. Просто набор развивающих игр на день и месяц, меня уже не устраивали. Да, я занималась с ребенком, играла, предлагала ему какие-то игрушки, но не всегда понимала, что я от этого хочу получить: какие знания развить и какие качества привить своему ребенку.

1 родитель. Как правильно развивать своего ребенка ?

2 родитель. Я хочу не просто проводить развивающие занятия с ребенком, а точно понимать, для чего я это делаю.

3 родитель. Я очень бы хотела, чтобы мы, мамы, знали какими навыками овладеет наш ребенок в результате этих занятий.

2. Основная часть.

Ведущий. Итак, давайте посмотрим, с какими трудностями в обучении сталкиваются наши дети и в чем причина (рис.1,2). Какой вывод вы теперь можете сделать?

Родители. В основе всех трудностей лежит недостаточная сформированность психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, речи и мелкой моторики.

Ведущий. Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик.

Ведущий. Какова основная мысль видеосюжета?

Родители. Чтобы детство наших детей было счастливым, чтобы они развивались легко и с удовольствием очень важно обеспечить их включение в правильно организованную познавательную деятельность.

Ведущий.Итак, давайте детально разберем, как правильно развивать познавательные процессы ребенка на примере тех заданий, которые мы выполняем с вашими детьми.

Выходят двое родителей, распределяют роли, надев на себя платковые куклы.

Ведущий. А сейчас я предлагаю проиграть роль мамы и ее ребенка.

Задание 1. Дерево -шнуровка «Яблоня». Задача мамы дать точную инструкцию, как правильно привязать яблочко к деревцу на бантик. Задача ребенка, как можно точнее выполнить задание. Посмотрите, как с этим заданием справляются наши дети на уроках (рис.3).

Ведущий. Задание 2. «Угадай букву на ощупь». Выходит следующая пара родителей. На этот раз родитель, исполняющий роль мамы должен предложить ряд букв с различной поверхностью для того, чтобы второй родитель- «ребенок» угадал буквы на ощупь, с закрытыми глазами. Посмотрите, как выполняется это задание на занятиях в школе (рис.4).

Ведущий. Задание 3. «Парные кубики». Пара родителей вновь меняется. Задача заключается в том, чтобы взрослые в роли «мамы» и «ребенка» правильно подобрали пары кубиков с антонимами (фото 2). А теперь вы можете посмотреть, как выполняли задание сами ученики (рис.5).

Ведущий. Итак, уважаемые родители вы наглядно усвоили, что в основе успешного развития ваших детей лежит полноценное развитие всех психических процессов. Вы почувствовали на себе эффект специальных заданий. Теперь вы готовы к тому, чтобы самим создать специальную развивающую «Книгу мудрости», в которой будут содержаться задания различной сложности для детей от семи лет и старше. Думаю, что все согласятся с тем, что книга- это прекрасный источник знаний, способствующий качественному интеллектуальному развитию детей. Приглашаю всех на «Педагогическую мастерскую».

Родители рассаживаются за столы, стоящие в форме буквы «п», лицом друг к другу. Делятся на микрогруппы по секторам: мышление, речь, внимание, память, восприятие, мелкая моторика.

Ведущий. Вы можете достать заготовленные материалы для нашей книги. Как вы уже поняли, она будет состоять из нескольких секторов и начнем мы с мышления. Расположите на листах ватмана формата А1 матрицы Равенна, картинки для игры «Четвертый лишний», логические задачи.

Ведущий. Рассмотрим сектор речи. В заданиях на подбор антонимов и синонимов, нам потребуются цветные шнурки. Напротив каждого слова на листе необходимо проделать отверстие небольшого диаметра, чтобы дети могли соединять пары слов с помощью этих шнурков, продевая их в отверстия. Вырежьте контуры букв из цветной бархатной бумаги и наклейте так: с-ш, ж-з, л-р, к-г-х (фото 3).

Родители оформляют листы для развития внимания, памяти, восприятия. Все листы покрываются тонкой пленкой, с которой можно будет стирать маркер, например, в заданиях «Четвертый лишний»,»Найди синоним», «Найди антоним» ( для многоразового использования).

В книжном варианте сектор мелкой моторики дополнен еще и различными штриховками, покрытыми пленкой, с которой хорошо стирается маркер. Таким образом по этому разделу могут работать все дети.

Ведущий. Итак, уважаемые родители, вы сами убедились, что паниковать в ситуации, когда ваш ребенок испытывает трудности в учебе нельзя. Нужно понять причину этих трудностей и работать над их устранением- легко и с удовольствием. Только такой позитивный подход поможет устранить возникшие проблемы.

Уважаемые родители, вы проделали огромную работу. Ведь для поддержания интереса к занятиям у ребятишек, имеющих трудности в обучении, необходимо постоянное обновление дидактического материала. Эта книга будет важным этапом в их развитии (фото 4). Вы вложили в нее свою любовь, старание и терпение и дети это не могут не почувствовать. Сознание того, что вы участвуете в их школьной жизни сделает их более ответственными к учебе, уверенными в преодолении трудностей.

3. Рефлексия.

Ведущий. Прошу оценить нашу встречу с помощью «Дерева пожеланий».

(фото 5). Если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите на дерево зеленый листочек, а если не удовлетворены — красный. Желающие могут написать на листочках отзывы, свои предложения.

Благодарю вас за активное участие и творческую работу! Всем — большое спасибо! До свидания.

Литература:

1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
2. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина, Т. В. Вохмянина и др.: Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
3. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006, №19.

Моисеенко Людмила Александровна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.