Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с нарушениями речи [cтаршая группа]

Предлагаем перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Задания подобраны в соответствии с лексическими темами, в игровой форме, доступные детям-логопатам.

Данная работа способствует предупреждению дисграфии у детей, имеющих речевые нарушения.

Сентябрь

3-4 недели. Тема «Овощи. Огород»

1. На какую геометрическую фигуру похож предмет? (огурец, помидор, морковь,ящик).

2. На ощупь определить геометрическую фигуру и назвать предметы, похожие на неё.

3. «Собери такую же цепочку» по образцу из геометрических фигур.

Октябрь

1 неделя. Тема «Фрукты. Ягоды»

1. Что художник нарисовал сначала, а что потом?

(Изображение двух фруктов один на другом. Предлог на)

2. Построить забор из мелкого конструктора, потом игрушечную яблоню, куколку располагать перед (за) забором: «Где растет яблоня? Где стоит девочка?»

2 неделя. Тема «Грибы»

1. «Найди заданную фигуру и выполни инструкцию». (Возьми фигуру с углами и приложи её к правому уху. Возьми желтый квадрат в правую руку и приложи его к левому плечу. И др.)

2. «Игры-задания»- возьми в правую руку гриб, который больше. Положи его в корзинку справа от тебя. И т.д.

3 неделя. Тема «Осень. деревья»

1. «Сравни по форме и размеру»- покажи ромашку, у которой лепестки уже, чем лепестки желтого цветка и т.д.

2. «С какого дерева листок?» Деревья различной высоты и листья разного размера.

К высокому дереву — большие листья, к низкому – маленькие.

3. «Дерево и гусеницы» (расположи на короткой ветке длинную гусеницу, на самой длинной ветке гусеницу меньше этой).

4 неделя. Тема «Перелетные и зимующие птицы»

1. «Кто больше, а кто меньше?» (Голубь больше воробья и т.д.)

2. «Найти одинаковые облака»(вырезанные из бумаги облака различного размера).

3. «Игры-задания»- взять со стола правой рукой рисунок с изображением самой большой птицы, а в левую — рисунок с самой маленькой птичкой. Положи мне в правую руку птицу, которая больше. И т.д.

4. «Собери башню» (квадраты с изображением птиц различного размера, из них сложить башню так, чтобы квадраты располагались по мере уменьшения размера птиц).

5. «Где птичка?» Логопед ставит на стол перед детьми зеркала и раздает карточки с изображением птиц. Изображения зимующих птиц надо положить перед зеркалом, а перелетных – за зеркалом. Ответить на вопрос: «Где лежит ворона?» И т.д. Логопед просит назвать птиц, отражение которых мы можем увидеть в зеркале.

6. «Птички летят!» Логопед вывешивает на доске макеты птиц, летящих в разных направлениях, и дает задание: «Покажите птицу, которая летит выше всех влево (выше всех вправо, ниже всех и т.д.).

Ноябрь

1 неделя. «Дикие животные осенью»

«Кто от кого убегает?» (3 карточки с изображ. волка, догоняющего зайца. Бегущих волка и зайца разделяет дорожка с определенным геометрич. рисунком разным на каждой карточке. У детей карточки с изображением дорожек. Дети должны найти карточку со своей дорожкой и составить предложение: «Заяц убегает от волка». Аналогично карточки стрекоза улетает от лягушки, червяк уползает от цыпленка).

2. «Назови предметы». (Контурное наложение нескольких предметов).

3. «К кому лиса пошла в гости?» Изображения животных в разном расположении на листе бумаги, стрелка, схемы пути лисы.
4. «Подарок от Мишки». Схема-план группы, д/сада с ориентирами в виде стрелок, указывающих направление пути, и предметного ориентира «подарка от Мишки».

2 неделя. Тема «Игрушки»

1. Игра с клоуном в красно-синем костюме. Закрепление знания частей тела.

2. «Что стоит внизу, наверху, рядом?» (Наборы мелких игрушек и строительного материала; положи шарик на кубик, кубик рядом с шариком и т.д.)

3. «Слушай внимательно и расставь игрушки так, как я скажу: пирамидку – в верхний левый угол, машинку – в нижний правый угол и т.д.»

4. «Прокати машинку» передвигать игрушку в заданном направлении по словесной инструкции.

3-4 недели. Тема «Одежда. Головные уборы»

«Покупки». Внимательно рассмотри рисунок и расскажи, что продается в магазине.

Какой предмет лишни? Каким одним словом можно назвать все остальные предметы? (Одежда)

2. «Одежда для девочки».

Изображение девочки и разной одежды по длине, размеру.

Задания: «Выбери девочке самое короткое платье, самую длинную юбку и т.д.»

3. «Где карман?» — автоматизация понятий слева – справа.

Перед ребенком картинки, изображающие одежду: рубашка, шорты, платье, кофта, блузка, брюки, халат. На каждом предмете одежды есть карман слева или справа. Задание: положить справа от себя одежду, на которой карман справа, слева от себя, на которой карман слева.

Декабрь

1 неделя. Тема «Обувь»

«Следы» — логопед раскладывает перед детьми следы обуви человека и дает задание выбрать след самого длинного правого ботинка, самого широкого ботинка, ботинка с левой ноги, самого узкого ботинка и т.д. Затем просит найти ему пару.

«Покажи, как я» — логопед стоит напротив детей и в быстром темпе показывает свои части тела. Дети должны показать эту же часть тела у себя.

«Маша-растеряша». Определять положение предмета относительно себя – впереди, сзади, внизу, справа, слева.

2-4 недели. Тема «Квартира. Предметы быта. Мебель»

1. «Какой план комнаты соответствует рисунку?»

2. «Найди и покажи, что под столом, над тумбочкой, между креслом и столом, за креслом и т.д.»

3.«Перед телевизором». Логопед расставляет перед игрушечным телевизором зверят: лису справа от мишки, зайку — слева от мишки,слоненка — сзади, мышку – впереди. Телевизор стоит экраном к детям, а зверята – спиной к ним. И задает вопросы: «С какой стороны от мишки сидит лиса? И т.д.»

Логопед дает описание предмета, находящегося в кабинете (окно, стол, шкаф и т.д.)

Ребенок должен определить, о каком предмете идет речь в описании, и встать около него. Затем логопед просит: «Отойди от шкафа и скажи, что ты сделал».

Январь

2-3 недели. Тема «Посуда. Продукты»

Логопед предлагает детям изображение трех предметов и предлагает ответить на вопрос: «Что в чем уместится?» (ведро, чашка, сосиска; чайник, ложка, кастрюля).

«Нарисуй, как я скажу!» — ориентировка на листе бумаги: «Нарисуй стакан в верхнем правом углу, кастрюлю — в центре и т.д.»

«Отгадай, какой предмет я задумала» Логопед расставляет в ряд несколько предметов посуды или картинки с изображением посуды, продуктов и говорит: «Этот предмет находится перед кастрюлей или между стаканом и ложкой и т.д.

4 неделя. Тема «Семья»

1. «Портрет семьи» — определить, какая из картин портретов находится на мольберте у художника (мольберт изображен обратной стороной).

2. «Отгадай, кто где?»

Алеша стоит слева от елки, но справа от березы. Покажи Алешу.

Катя выше Лены, но ниже Маши. Покажи, кто где. На какой картинке девочка выше мальчика, но ниже дерева?

3. «Сделай, как я!» — ориентация на плоскости по образцу.

4. «На зарядку становись!» — логопед выстраивает детей в шеренгу, называя место каждого ребенка: «Саша встанет первым, сзади него – Лена и т.д.»

«Физминутка!» Логопед стоит напротив детей и показывает свои части тела. Дети должны показать эту же часть тела у себя. Задание можно провести в форме пальчиковой гимнастики – по очереди показывать правую или левую руку с определенными пальчиковыми позами.

Февраль

1 неделя. Тема «Зимние забавы»

«Поставь, как я и расскажи, где что стоит, используя маленькие словечки за, перед, между». Пять предметов.

Различение левой и левой частей собственного тела, закрепление положения тела человека, стоящего напротив. Логопед просит взять со стола правой рукой рисунок, на котором изображен самый высокий предмет, а в левую -рисунок, на котором предмет ниже всех. Затем логопед встает напротив ребенка и, протягивая две ладони к ребенку, просит: «Положи мне в правую руку самый высокий предмет».

3. «Найди пару» — выбор одинаковых предметов, изображенных на плоскости.

2 неделя. Тема « Дикие животные и их детеныши»

«Найди детеныша» или «Кто где находится?» (Демонстрационная таблица).

Закрепление понимания и употребления пространственных предлогов.

«Кто от кого убегает?» (3 карточки с изображением волка, догоняющегозайца.

Бегущих волка и зайца разделяет дорожка с определенным геометрич. рисунком разным на каждой карточке. У детей карточки с изображением дорожек. Дети должны найти карточку со своей дорожкой и составить предложение: «Заяц убегает от волка». Аналогично карточки стрекоза улетает от лягушки, червяк уползает от цыпленка).

3. «Назови предметы». (Контурное наложение нескольких предметов).

4. «К кому лиса пошла в гости?» Изображения животных в разном расположении на листе бумаги, стрелка, схемы пути лисы.

6. «Подарок от Мишки». Схема-план группы, д/сада с ориентирами в виде стрелок, указывающих направление пути, и предметного ориентира «подарка от Мишки».

3 неделя. Тема «Зимующие птицы»

1. «Кто больше, а кто меньше?» (Голубь больше воробья и т.д.)

2. «Птички летят!» Логопед вывешивает на доске макеты птиц, летящих в разных направлениях, и дает задание: «Покажите птицу, которая летит выше всех влево ( выше всех вправо, ниже всех и т.д.).

3. «Собери башню» (квадраты с изображением птиц различного размера, из них сложить башню так, чтобы квадраты располагались по мере уменьшения размера птиц).

4 неделя. Тема «Профессии наших пап»

1. «Кому что нужно?» Логопед просит нарисовать на чистом листе бумаги в верхнем левом углу предмет, необходимый шофёру, в нижнем правом углу – сантехнику и т.д.

2. «Люди и события» — слева те, кто смотрит, справа то, что они смотрят.

Кто куда смотрит? Кто что видит?

3. Запомнить 3-5картинок, изображающих людей разных профессий, а затем выбрать их среди других.

4. «Подбери к фигуре предмет» (круг-арбуз, треугольник – крыша дома и т.д.).

5. «Выполни инструкции» — положи перед собой картинку, изображающую мужчину, слева от него положи картинку, изображающую повара, над ним – строителя и т.д.

Март

1, 4 недели. Тема «Профессии»

1. «Сложи картинку» — складывание целого из частей.

2. «У кого такая же карточка?» (Поочередно предъявляются карточки с изображением набора геометрических фигур).

3. Игра с заданиями – закрепить направления пространства в схеме собственного тела, навык сравнения предметов по величине: «Возьми в правую руку собачку, которая больше. Положи её в левый карман. И т.д.

4. «У кого что?» — логопед показывает изображения людей разных профессий с соответствующими предметами труда и спрашивает, кто это и в какой руке что держит.

2 неделя. Тема «Домашние животные и их детеныши»

1. «Загадки с котятами»- закрепление понятий справа, слева, выше, ниже.

2. «Расскажи, кто (что) где находится» — закрепление употребления в речи пространственных предлогов.

3 неделя. Тема «Домашние птицы»

1. «Найди птенцов» — ориентировка на плоскости изображения.

2. «За мамой становись!» Расположить птенцов по мере возрастания слева направо (плоскостные изображения птенцов разного размера).

Апрель

1-2 недели. Тема «Транспорт»

1. «Куда едут машины?» ( «Расскажи, что где находится»).

2. «Прокати машинку» — передвигать игрушку в заданном направлении по слову или образцу со словесным обозначением данного направления.

Ориентация на плоскости по образцу «В центре прикрепи красную машинку, внизу – цветок, слева от цветка – девочку и т.д.» (на мольберте с ковролином).

«Какую букву и в какую сторону везет машина» — в левую сторону левоориентиро-ванные буквы (э, я, з, у), а в правую – правоориентированные буквы (с, к, в, р, ю, г).

3 неделя. Тема «Дикие животные весной»

1. «Найди детеныша» или «Кто где находится? (Демонстрационная таблица). Закрепление понимания и употребления пространственных предлогов.

2. «К кому лиса пошла в гости?» Изображения животных в разном расположении на листе бумаги, стрелка, схемы пути лисы.

3. «Расскажи, кто где находится».

4 неделя. Тема «Весна. Птицы прилетели»

1. «Птички летят!» Логопед вывешивает на доске макеты птиц, летящих в разных направлениях, и дает задание: «Покажите птицу, которая летит выше всех влево (выше всех вправо, ниже всех и т.д.).

2. «Выполни задание» — положи справа от себя картинку с изображением ласточки, слева – грача, перед собой – соловья и т.д.

Май

1,4 недели. Тема «Растения леса, луга. Цветы»

1. «Сравни по форме и размеру»- покажи ромашку, у которой лепестки уже, чем лепестки желтого цветка и т.д.

2. «С какого дерева листок?» Деревья различной высоты и листья разного размера. К высокому дереву — большие листья, к низкому – маленькие.

3. «Дерево и гусеницы» (расположи на короткой ветке длинную гусеницу, на самой длинной ветке гусеницу меньше этой).

2 неделя. Тема «Наш город»

1. «Найди пару» — выбор такой же геометрической фигуры.

2. «Я рисую Кошкин дом: в центре два окна, слева – дверь с крыльцом, наверху еще окно, чтобы не было темно. Посчитай окошки в домике у кошки».

З. «Подбери фигуры» — соотнести фигуры с цветом и формой.

3 неделя. Тема «Насекомые»

1. «Муха» — в центре большого квадрата, разделенного на 9 клеточек, сидит муха. Ребенок совершает ею движения по квадрату вверх, вниз, влево, вправо.

2. «Помоги пчелке добраться до цветка» — пройти лабиринт зрительно и

3. Ориентация на плоскости по образцу: «Сделай, как я – наверх я прикреплю звездочку, вниз — ромашку, на неё посажу жука и т.д.»

Продолжение

Подготовили:
1) Зяблицкая Алена Андреевна,
учитель-логопед высшей
квалификационной категории,
2) Парипса Ольга Богдановна,
учитель-логопед первой
квалификационной категории.
Киселевск, 2013 г.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Планирование Метки: 

Сейчас читают:

Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика» Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый язычок» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый язычок»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.