Уважаемые логопеды! Хочу представить вам конспект занятия по теме Дифференциация [с]-[ц]. Работаю логопедом в школе с билингвизмом (тувинский и русский языки) более 15 лет и считаю эту тему очень актуальной. Жду ваших комментариев и предложений.
План урока
Тема: Дифференциация звуков [с]-[ц]
Оборудование: Предметные картинки цветы, птицы (со звуком [с]-[ц]) Артикуляционная схема звуков [с]-[ц].
Цели: Развитие фонематического слуха, навыков различения согласных [с]-[ц], автоматизация звука [р], формирование правильного речевого уклада.
Ход урока:
Организационный момент.
Чтение таблицы гласных (смягчают не смягчают). Чтение таблицы согласных. Звонкие — глухие. Парные –непарные (з-с). Твердые – мягкие.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Лошадка», «Насос», «Воздушная струя», «Чай», «Карамелька».
Различение с-ц
Загадки:
«Нарядные сестренки
весь день гостей встречают
медом угощают».
Кто это? (цветы)
«Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива
Стрекотунья, белобока
А зовут ее …» (сорока)
- С каких звуков, букв начинаются слова? (с-ц)
Согласные, глухие (ц всегда твердый).
- Чем различаются?
Ц – свистящий всегда твердый.
[с] – произносим спокойно
[ц] – произносим отрывисто
Чтение слогов:
са-со-су
ца-цо-цу
ас-ос-ус
ац-оц-уц
са-ца-са
со-цо-со
су-цу-су
ца-са-ца
цо-со-цо
цу-су-цу
- Работа со схемой артикуляции [с]-[ц]
IV. Закрепление материала.
Игра: «Цапля – сорока» (3 играющих 1-с, 1-ц, 1с и ц).
Сова, сорока, цапля, снегирь, синица, скворец, соловей, воробей (никому).
План урока
Тема: Дифференциация [с]-[ц]
Оборудование: Предметные картинки (птицы, животные). Гласные – таблица, согласные – таблица (звуки, буквы). Артикуляционная схема звуков [с]-[ц].
Цели: Учить различать звуки [с]-[ц] на слух, при письме, развитие фонематического слуха.
Ход урока:
Организационный момент. Гласные – согласные.
1) Работа по артикуляционной таблице [с]-[ц]
2) Чтение слоговой таблицы:
са-ца ца-са са-ца-са
со-цо цо-со сэ-ца-сэ
су-цу цу-су сы-цы-сы
Закрепление материала:
1. Повторите только слова со звуком [ц]:
Лиса, лица, овцы, осы, кольцо, колесо, цапля, сабля, сарай, царапина, сори, царь, цвет, свет, сыр, цирк, цокот, сокол, цель, сель, цены, сено, цели, сели.
2. Повторите пары слов.
2) Закончите нужным звуком:
Автобу…, колоде…, дворе…, абрико…, компа…, глобу…, коло…, ледене…, огуре…, матра…, пару…, страу…, певе…, анана…, мизине….
Закончите нужным слогом:
ца-са
мыльни…
колба…
пятни…
кури…
поло…
умни…
грани…
больни…
голо…
колё…
пшени…
учени…
Физминутка «Сыплю семечки синичкам».
Чистоговорка:
Над кузницей, над мельницей
Вьется метелица
по лесу танцует
и по полю стелется
А зайцы метелицы
не боятся,
под снегом танцуют
и веселятся
Письмо в тетрадях.
![]() |
Автор: Ондар Анай-Хаак Сорук-ооловна, учитель логопед, МБОУ СОШ №9 города Кызыла Республики Тыва |