Данный материал описывает практические приемы, помогающие учителю-логопеду оптимизировать процесс подготовки к индивидуальному занятию с ребенком и его проведение, а также включает в себя конкретную разработку занятия по автоматизации звука.
Процесс автоматизации вновь поставленного звука занимает порой длительное время, особенно у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. В этот период логопеду бывает сложно поддерживать у ребенка интерес к занятиям, так как требуется большое количество повторов однотипного лексического материала.
Изданные логопедические тетради предоставляют готовые задания для каждого этапа автоматизации звука (изолированно, в слогах, словах, предложениях), но их явно недостаточно для формирования устойчивого навыка произношения вновь поставленного звука у ребенка. Такие тетради целесообразно использовать для домашних заданий, выбирая доступный для ребенка уровень упражнений.
На занятиях же с учителем-логопедом в детском саду оптимальным решением может стать КАРТОТЕКА ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК. Существуют уже готовые картотеки, которые можно использовать как базовую основу, дополняя ее собственным наглядным материалом. Составив список-«шпаргалку» для автоматизации звука, логопед максимально сокращает время подготовки к индивидуальному занятию с ребенком. Остается только подобрать карточки-иллюстрации слов, в которых автоматизируемый звук находится в необходимой позиции.
Вот примерный список видов работ с предметными картинками:
- Рассмотри картинки и назови их, правильно произноси звук _.
- Назови картинки, выделяя звук _.
- Определи место звука _ в слове (в начале, в середине, в конце слова).
- Назови живые предметы.
- Назови неживые предметы.
- Спроси о каждом предмете «Кто (что) это?» Ответь полным ответом: «Это…………».
- Угадай, чего не стало? (Взрослый закрывает один из предметов карточкой из картона, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет).
- Вспомни все предметы, которые здесь нарисованы (Взрослый закрывает все картинки, ребенок должен перечислить все изображенные предметы)
- Назови только игрушки (транспорт, предметы одежды, инструменты и т.д.- в зависимости от того, что изображено).
- Я назову большой предмет, а ты назови маленький.
- Посчитай предметы до пяти (например: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин).
- Я скажу начало слова, а ты найди картинку, которую я называю.
- О каком предмете я говорю? (взрослый перечисляет признаки предмета, а ребенок должен назвать предмет).
- Добавь словечко, скажи о каждом предмете, какой он?
- Я начну предложение, а ты закончи его, называя подходящую картинку.
и так далее.
В зависимости от задач, которые в процессе автоматизации требуется решить логопеду при коррекции речи данного ребенка, отбираются те виды работ, которые вызывают у ребенка наибольшее затруднение.
Планируя занятие, важно соблюсти последовательность автоматизации вновь поставленного звука с учетом принципа «от простого к сложному». Именно поэтому важнейшим условием подготовки к занятию нужно считать правильный отбор лексического материала.
Обычно для автоматизации звука на одном занятии достаточно 6-10 предметных картинок со звуком в определенной позиции: например со звуком в начале слова или слога, в конце слова или слога, звука в стечениях согласных различной сложности и т.д.
В качестве примера предлагаю разработку конспекта индивидуального занятия по автоматизации звука «Р» в начале слога и слова.
Топоркова Елена Михайловна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБОУ детский сад №2464 ЮЗАО г. Москвы