Легко и быстро готовимся к занятию — в помощь начинающему логопеду

Занятие с логопедомДанный материал описывает практические приемы, помогающие учителю-логопеду оптимизировать процесс подготовки к индивидуальному занятию с ребенком и его проведение, а также включает в себя конкретную разработку занятия по автоматизации звука.

Процесс автоматизации вновь поставленного звука занимает порой длительное время, особенно у детей с минимальными дизартрическими расстройствами. В этот период логопеду бывает сложно поддерживать у ребенка интерес к занятиям, так как требуется большое количество повторов однотипного лексического материала.

Изданные логопедические тетради предоставляют готовые задания для каждого этапа автоматизации звука (изолированно, в слогах, словах, предложениях), но их явно недостаточно для формирования устойчивого навыка произношения вновь поставленного звука у ребенка. Такие тетради целесообразно использовать для домашних заданий, выбирая доступный для ребенка уровень упражнений.

На занятиях же с учителем-логопедом в детском саду оптимальным решением может стать КАРТОТЕКА ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК. Существуют уже готовые картотеки, которые можно использовать как базовую основу, дополняя ее собственным наглядным материалом. Составив список-«шпаргалку» для автоматизации звука, логопед максимально сокращает время подготовки к индивидуальному занятию с ребенком. Остается только подобрать карточки-иллюстрации слов, в которых автоматизируемый звук находится в необходимой позиции.

Вот примерный список видов работ с предметными картинками:

  • Рассмотри картинки и назови их, правильно произноси звук _.
  • Назови картинки, выделяя звук _.
  • Определи место звука _  в слове (в начале, в середине, в конце слова).
  • Назови живые предметы.
  • Назови неживые предметы.
  • Спроси о каждом предмете «Кто (что) это?» Ответь полным ответом: «Это…………».
  • Угадай, чего не стало? (Взрослый закрывает один из предметов карточкой из картона, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет).
  • Вспомни все предметы, которые здесь нарисованы (Взрослый закрывает все картинки, ребенок должен перечислить все изображенные предметы)
  • Назови только игрушки (транспорт, предметы одежды, инструменты и т.д.- в зависимости от того, что изображено).
  • Я назову большой предмет, а ты назови маленький.
  • Посчитай предметы до пяти (например: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин).
  • Я скажу начало слова, а ты найди картинку, которую я называю.
  • О каком предмете я говорю? (взрослый перечисляет признаки предмета, а ребенок должен назвать предмет).
  • Добавь словечко, скажи о каждом предмете, какой он?
  • Я начну предложение, а ты закончи его, называя подходящую картинку.

и так далее.

В зависимости от задач, которые в процессе автоматизации требуется решить логопеду при коррекции речи данного ребенка, отбираются те виды работ, которые вызывают у ребенка наибольшее затруднение.

Планируя занятие, важно соблюсти последовательность автоматизации вновь поставленного звука с учетом принципа «от простого к сложному». Именно поэтому важнейшим условием подготовки к занятию нужно считать правильный отбор лексического материала.

Обычно для автоматизации звука на одном занятии достаточно 6-10 предметных картинок со звуком в определенной позиции: например со звуком в начале слова или слога, в конце слова или слога, звука в стечениях согласных различной сложности и т.д.

В качестве примера предлагаю разработку конспекта индивидуального занятия по автоматизации звука «Р» в начале слога и слова.

Топоркова Елена Михайловна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
ГБОУ детский сад №2464 ЮЗАО г. Москвы

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.