Цели занятия:
1. Продолжать работу по развитию артикуляционного праксиса, преодолению двигательной неловкости.
2. Закреплять правильное произношение звука [Л], слогах, словах, словосочетаниях со стечением согласных.
3. Развивать фонематический слух.
4. Формировать практические навыки словообразования.
5. Продолжать работу по звуковому анализу слов.
6. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности.
7. Развивать мотивацию и самоконтроль в работе над собственной речью.
Оборудование:
-
- индивидуальные ноутбуки
- индивидуальные зеркала
- ракушки
- конверты с заданиями
Этапы работы |
Ход работы |
Оргмомент. Миогимнастика. | - У нас в гостях житель одного сказочного острова. Его зовут Лука.(Слайд 1) Ребята, можно встречать гостей с плохим настроением? |
Сообщение темы занятия | - Какой первый звук слышится в имени Лука? (Звук Л)- Правильно это самый любимый звук на этом острове. Только этим звуком на острове завладел Злой Волшебник. И Лука специально прилетел к нам с просьбой о помощи. Поможем, ребята, освободить звук Л? |
Развитие артикуляционной моторикиХарактеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам | - Чтобы правильно произносить любой звук, нужно, чтобы мышцы языка были сильными. Как вы думаете, чтобы язычок стал сильным, что нам нужно сделать? (Зарядку)Логопед показывает зашумлённые рисунки с изображением символа артикуляционного упражнения, дети отгадывают название упражнения и выполняют его перед индивидуальными зеркалами.- Что делают наши губы и зубы, когда мы произносим этот звук?(Губы улыбаются) Зубы не смыкаются.- Где находится язык? (Язычок за верхними зубками. Во рту есть препятствие, значит звук согласный)- Положите ладошку на горло и произнесите звук Л. - Голосок поет или спит? Значит звук Л звонкий или глухой? (Звонкий). |
Автоматизация звука в изолированном виде и в слоговых сочетаниях | - Послушайте, на что похоже звучание звука [Л]? (На гул самолёта).Правильно. Именно на самолёте мы и отправимся на сказочный остров. (Слайд 2.)- Покажите мне голосом, как взлетает самолёт. (Самолёт удаляется: ЛЛЛллл (громко – тихо). Повторение слогов пла-пла-пла, фла-фла-фла). (Слайд 3) |
Автоматизация звука в словах | - Пока мы находимся в пути, давайте посмотрим, что же есть на волшебном острове. Называние предметов (Слайд 4,5,6,7,8).- Наш самолёт идёт на посадку. Давайте посмотрим в иллюминаторы и скажем, на что похож волшебный остров. (Слайд 9) Ответы детей.- Наш самолёт совершил посадку на Волшебном острове. Отстегните ремни. Можёте встать со своих мест. Давайте посмотрим вокруг. Ой, а что это за конверт? Здесь письмо от Злого Волшебника: «Хотите звук обратно получить? Тогда хочу уверенным я быть, Что [л] вы будете любить,
И никогда не забывать, Как должен верно он звучать, Согласны вы мои задания выполнять?» (Слайд 10) |
Работа по развитию фонематического слуха | Задание № 1- Как ещё можно назвать Волшебника? (колдун, чародей, злодей, маг).Сейчас я буду произносить слова, а ты, как только услышишь звук [л], сразу хлопай в ладоши. |
Автоматизация звука в словосочетаниях.Физминутка. | Задание № 2«Это очень сильное заклятие может быть расколдовано только после исполнения песни одной сказочной девочки!»- Ребята, послушайте слова песенки, которую нам надо спеть:Я тихо шла-шла-шла – пирожок нашла… (Песня «Пирожок» В.Сердючка, Слайд 11.) |
Работа над словообразованием | - А теперь внимательно смотрите, всем кого увидите, слова-признаки подскажите:
|
Звуковой анализ
|
Задание № 3Злой Волшебник: «Я разрушил ваш самолёт, чтобы вы не смогли улететь домой». (Звук битого стекла)- Как вы думаете, у нас есть выход из этой ситуации? На чём можно уплыть с острова? (Подвести детей к мысли, что можно сделать плот.)- Кто поможет мне сделать звуковой анализ слова плот? Плот – это слово, 1 слог, 4 звука.П- согласный, твёрдый, глухой
Л- согласный, твердый, звонкий О – гласный Т- согласный, твердый, глухой (Дети закрашивают схему слова на персональных компьютерах в программе «Paint») |
Развитие целостного восприятия.
Работа по развитию мелкой моторики.
Итог |
Задание № 4 (Слайд 13) Злой Волшебник:«Вы доказали мне, друзья, Что звук скрывать никак нельзя. Его вам возвращаю я».- Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы не потерять звук на письме?
Чтоб на письме звук не терять, Чтоб громко в тексте прочитать, Нам будет буква помогать. - Чтобы другие путешественники сразу узнавали наш остров, нужно отпечатать букву Л на песке. Сначала обведём её в воздухе. (Слайд 14) - С какой стороны у буквы Л находится «ножка»? (Выкладывание буквы Л из ракушек.) - Давайте вспомним, как мы победили Злого Волшебника? Какие игры вам больше всего понравились? |
Зорина Наталья Анатольевна,
учитель-логопед МДОУ ДС№ 52 г.Челябинска