Пояснительная записка:
Современные образовательные стандарты подразумевают высокий уровень владения школьниками программным материалом по обучению грамоте и родному языку. Одним из актуальных вопросов обучения в начальной школе по-прежнему остаётся решение проблемы профилактики и коррекции нарушений письменной речи. Практика показывает, что в письменных работах учащихся начальных классов преобладают ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза. В пособии собран и систематизирован практический материал для работы по предупреждению и коррекции ошибок данного характера. Виды заданий составлены с постепенным усложнением работы по развитию как письменной, так и устной речи учащихся начальных классов. Известно, что нестандартная подача учебного материала повышает интерес детей к изучаемому предмету, тем самым способствует активному развитию психический процессов – неотъемлемой части успешного обучения. Также важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, что позволяет наиболее эффективно и качественно осуществлять процесс обучения в современной начальной школе.
Пособие ‘Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза’ включает два раздела: первый раздел определяет работу на уровне предложения, второй – на уровне слова.
Рассмотрим структуру пособия подробнее.
I раздел. Упражнения по профилактике ошибок в предложении.
1) Простые варианты упражнений:
- завершение предложения в коротких стихах и с опорой на графическую схему;
- составление предложения путём замены предметной картинки словом;
- составление предложения с подбором подходящего по смыслу предмета;
- составления предложения из двух частей;
- обозначения количества слов в предложении фишками и цифрой.
2) Варианты упражнений с усложнением:
- составление предложения с заданным количеством слов;
- составление предложения с заданным предлогом;
- составление предложения по началу, по концу;
- составление предложений по сюжетной картине;
- составление предложений на заданную тему;
- работа с деформированным предложением;
- распространение предложения;
- сокращение предложения до грамматической основы;
- разделение в предложении слов, написанных слитно;
- составление предложения из набора слогов;
- составление предложений по типу шифровки.
II раздел. Упражнения по профилактике ошибок в слове.
Варианты упражнений:
- обозначение артикуляции гласных звуков при помощи геометрических фигур ( с вариантами усложнений);
- графические диктанты с использованием условных обозначений гласных звуков (с вариантами усложнений);
- соотнесение предмета со слоговой схемой, слоговым домиком, с соответствующей цифрой ( с вариантами усложнений);
- перфокарты с пропуском букв, обозначающих гласные и согласные звуки ( с вариантами усложнений);
- графические диктанты (с вариантами усложнений);
- анаграммы;
- вычёркивание лишних букв;
- поиск слов на заданную тему;
- составление слов по типу шифровки;
- синтез слов по начальным буквам;
- образование новых слов;
- поиск и разделение слов, написанных слитно;
- составление из букв многосложного слова новых слов;
- образование новых слов (словесные лесенки);
- работа с разными видами ребусов (с запятой, с зачеркнутой буквой, с перевёрнутым вниз рисунком, с цифрами (числами), с рисунком или буквами, которые находятся одна в другой, с использованием нот, комбинированные).
Представленные в пособии упражнения рекомендуется использовать на протяжении всего курса начального обучения. Речевой материал из пособия отбирается педагогом в соответствии с поставленными задачами занятия (урока) и индивидуально-возрастными особенностями детей. Здесь приведены несколько примеров наиболее эффективных заданий для коррекции и профилактики ошибок языкового анализа и синтеза, которые необходимо использовать в системе. Они помещены в таблицы:
- «Наиболее эффективные виды заданий».
- «Индивидуальные дифференцированные задания».
Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям начальных классов, воспитателям ГПД, родителям.
Пособие
«Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза»
1) Игнатьева Л.В.,
учитель-логопед
2) Коровина Н.С.,
учитель начальных классов
3) Новицкая Г.М.,
учитель-логопед