Пособие «Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза»

ДисграфияПояснительная записка:

Современные образовательные стандарты подразумевают высокий уровень владения школьниками программным материалом по обучению грамоте и родному языку. Одним из актуальных вопросов обучения в начальной школе по-прежнему остаётся решение проблемы профилактики и коррекции нарушений письменной речи. Практика показывает, что в письменных работах учащихся начальных классов преобладают ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза. В пособии собран и систематизирован практический материал для работы по предупреждению и коррекции ошибок данного характера. Виды заданий составлены с постепенным усложнением работы по развитию как письменной, так и устной речи учащихся начальных классов. Известно, что нестандартная подача учебного материала повышает интерес детей к изучаемому предмету, тем самым способствует активному развитию психический процессов – неотъемлемой части успешного обучения. Также важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, что позволяет наиболее эффективно и качественно осуществлять процесс обучения в современной начальной школе.

Пособие ‘Профилактика ошибок  языкового анализа и синтеза’ включает два раздела: первый раздел определяет работу на уровне предложения, второй – на уровне слова.

Рассмотрим структуру пособия подробнее.

I раздел. Упражнения по профилактике ошибок в предложении.

1) Простые варианты упражнений:

  • завершение предложения в коротких стихах и с опорой на графическую схему;
  • составление предложения путём замены предметной картинки словом;
  • составление предложения с подбором подходящего по смыслу предмета;
  • составления предложения из двух частей;
  • обозначения количества слов в предложении фишками и цифрой.

2) Варианты упражнений с усложнением:

  • составление предложения с заданным количеством слов;
  • составление предложения с заданным предлогом;
  • составление предложения по началу, по концу;
  • составление предложений по сюжетной картине;
  • составление предложений на заданную тему;
  • работа с деформированным предложением;
  • распространение предложения;
  • сокращение предложения до грамматической основы;
  • разделение в предложении слов, написанных слитно;
  • составление предложения из набора слогов;
  • составление предложений по типу шифровки.

II раздел. Упражнения по профилактике ошибок в слове.

Варианты упражнений:

  • обозначение артикуляции гласных звуков при помощи геометрических фигур ( с вариантами усложнений);
  • графические диктанты с использованием условных обозначений гласных звуков (с вариантами усложнений);
  • соотнесение предмета со слоговой схемой, слоговым домиком, с соответствующей цифрой ( с вариантами усложнений);
  • перфокарты с пропуском букв, обозначающих гласные и согласные звуки ( с вариантами усложнений);
  • графические диктанты (с вариантами усложнений);
  • анаграммы;
  • вычёркивание лишних букв;
  • поиск слов на заданную тему;
  • составление слов по типу шифровки;
  • синтез слов по начальным буквам;
  • образование новых слов;
  • поиск и разделение слов, написанных слитно;
  • составление из букв многосложного слова новых слов;
  • образование новых слов (словесные лесенки);
  • работа с разными видами ребусов (с запятой, с зачеркнутой буквой, с перевёрнутым вниз рисунком, с цифрами (числами), с рисунком или буквами, которые находятся одна в другой, с использованием нот, комбинированные).

Представленные в пособии упражнения рекомендуется использовать на протяжении всего курса начального обучения. Речевой материал из пособия отбирается педагогом в соответствии с поставленными задачами занятия (урока) и индивидуально-возрастными особенностями детей. Здесь приведены несколько примеров наиболее эффективных заданий для коррекции и профилактики ошибок языкового анализа и синтеза, которые необходимо использовать в системе. Они помещены в таблицы:

  • «Наиболее эффективные виды заданий».
  • «Индивидуальные дифференцированные задания».

Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям начальных классов, воспитателям ГПД, родителям.

Пособие
«Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза»

1) Игнатьева Л.В.,
учитель-логопед
2) Коровина Н.С.,
учитель начальных классов
3) Новицкая Г.М.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.