Пособие «Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза»

ДисграфияПояснительная записка:

Современные образовательные стандарты подразумевают высокий уровень владения школьниками программным материалом по обучению грамоте и родному языку. Одним из актуальных вопросов обучения в начальной школе по-прежнему остаётся решение проблемы профилактики и коррекции нарушений письменной речи. Практика показывает, что в письменных работах учащихся начальных классов преобладают ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза. В пособии собран и систематизирован практический материал для работы по предупреждению и коррекции ошибок данного характера. Виды заданий составлены с постепенным усложнением работы по развитию как письменной, так и устной речи учащихся начальных классов. Известно, что нестандартная подача учебного материала повышает интерес детей к изучаемому предмету, тем самым способствует активному развитию психический процессов – неотъемлемой части успешного обучения. Также важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, что позволяет наиболее эффективно и качественно осуществлять процесс обучения в современной начальной школе.

Пособие ‘Профилактика ошибок  языкового анализа и синтеза’ включает два раздела: первый раздел определяет работу на уровне предложения, второй – на уровне слова.

Рассмотрим структуру пособия подробнее.

I раздел. Упражнения по профилактике ошибок в предложении.

1) Простые варианты упражнений:

  • завершение предложения в коротких стихах и с опорой на графическую схему;
  • составление предложения путём замены предметной картинки словом;
  • составление предложения с подбором подходящего по смыслу предмета;
  • составления предложения из двух частей;
  • обозначения количества слов в предложении фишками и цифрой.

2) Варианты упражнений с усложнением:

  • составление предложения с заданным количеством слов;
  • составление предложения с заданным предлогом;
  • составление предложения по началу, по концу;
  • составление предложений по сюжетной картине;
  • составление предложений на заданную тему;
  • работа с деформированным предложением;
  • распространение предложения;
  • сокращение предложения до грамматической основы;
  • разделение в предложении слов, написанных слитно;
  • составление предложения из набора слогов;
  • составление предложений по типу шифровки.

II раздел. Упражнения по профилактике ошибок в слове.

Варианты упражнений:

  • обозначение артикуляции гласных звуков при помощи геометрических фигур ( с вариантами усложнений);
  • графические диктанты с использованием условных обозначений гласных звуков (с вариантами усложнений);
  • соотнесение предмета со слоговой схемой, слоговым домиком, с соответствующей цифрой ( с вариантами усложнений);
  • перфокарты с пропуском букв, обозначающих гласные и согласные звуки ( с вариантами усложнений);
  • графические диктанты (с вариантами усложнений);
  • анаграммы;
  • вычёркивание лишних букв;
  • поиск слов на заданную тему;
  • составление слов по типу шифровки;
  • синтез слов по начальным буквам;
  • образование новых слов;
  • поиск и разделение слов, написанных слитно;
  • составление из букв многосложного слова новых слов;
  • образование новых слов (словесные лесенки);
  • работа с разными видами ребусов (с запятой, с зачеркнутой буквой, с перевёрнутым вниз рисунком, с цифрами (числами), с рисунком или буквами, которые находятся одна в другой, с использованием нот, комбинированные).

Представленные в пособии упражнения рекомендуется использовать на протяжении всего курса начального обучения. Речевой материал из пособия отбирается педагогом в соответствии с поставленными задачами занятия (урока) и индивидуально-возрастными особенностями детей. Здесь приведены несколько примеров наиболее эффективных заданий для коррекции и профилактики ошибок языкового анализа и синтеза, которые необходимо использовать в системе. Они помещены в таблицы:

  • «Наиболее эффективные виды заданий».
  • «Индивидуальные дифференцированные задания».

Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям начальных классов, воспитателям ГПД, родителям.

Пособие
«Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза»

1) Игнатьева Л.В.,
учитель-логопед
2) Коровина Н.С.,
учитель начальных классов
3) Новицкая Г.М.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.