Перед современной логопедией стоит актуальная задача — совершенствовать не только практические методы и приемы по устранению и предупреждению нарушений речи, но и уметь предупреждать и устранять вторичные отклонения.
Поиск новых игр и методических приемов в условиях нашего детского сада был направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка.
В современной логопедии накоплен большой практический материал, включающий описание игр, пособий, упражнений (В.И. Селиверстов, Н.В. Серебрякова, Г.Г. Мисаренко, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина). Но в условиях большой информационной насыщенности обычные логопедические занятия нередко становятся скучными и непривлекательными. Ребенок ждет чего-то яркого, неординарного, привлекающего внимание. У детей надо сформировать интерес к занятиям, включить в работу все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. Поэтому игры и пособия, используемые логопедом, должны соответствовать следующим требованиям:
- Формировать положительную мотивацию к занятиям.
- Создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.
- Моделировать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.
В процессе работы над реализацией поставленных задач было разработано логопедическое пособие «Звуковички», которое используется мной при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР II уровня и ОНР III уровня). Опыт показывает, что данное пособие достаточно эффективно.
Логопедическое пособие «Звуковички» могут использовать логопеды и педагоги на индивидуальных, фронтальных и подгрупповых занятиях.
Описание пособия «Звуковички»
Данное логопедическое пособие направлено на:
- формирование фонематических представлений,
- грамматических категорий,
- автоматизацию или уточнение произношения,
- развитие познавательных процессов,
- развитие мелкой моторики рук,
- коррекцию речи дошкольников,
- формирование пассивного и активного словаря.
Само пособие «Звуковички» представляет собой планшеты – ковролины.
Мягкие меховых шариков разного цвета (красного, синего, зелёного), прикрепленные к ним шляпки, глазки. Остальные атрибуты прикрепляются в зависимости от звука.
На каждом шарике есть липкий кружок, на который прикрепляют камешек – звоночек и ротик, ковролиновые звуковые линейки.
Задача ребенка – прикрепить «Звуковичков» к планшетам в соответствии с заданием.
Пособие может быть использовано для занятий с детьми 6-7 лет.
Звуковички удобны в использовании:
- участвовать в игре может 1 ребенок, и группа детей;
- «Звуковички» можно переносить и переставлять;
- они объемны, но удобны для хранения;
- дают возможность педагогу использовать различные дидактические игры, направленные на формирование словаря, грамматических категорий, автоматизацию или уточнение произношения, формирование фонематических представлений, развитие познавательных процессов, ориентировке в пространстве.
Игры, которые можно проводить с детьми с использованием пособия «Звуковички»
Дидактические игры и задания для формирования фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова:
Игра «Определи первый звук в слове»
Цель. Упражнять в выделении первого звука в слове.
Описание. Логопед раздает детям карточки, спрашивает у кого из них находится предмет, в названии которого есть заданный звук. Тот, кто правильно называет предмет, прикрепляет «звуковичка» на планшет для логопеда в соответствии с картинкой.
Игра «Найди свою картинку»
Цель. Дифференциация звуков в словах.
Описание. Детей делят на 2 группы. Одна группа подбирает картинки, например, на звук Л, другая на звук Р. Прикрепляют «звуковичка» на логопедический планшет в соответствии со звуком. Обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои звуки.
Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих – шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых звуков.
Игра «Раздели слово»
Цель. Формировать умение делить слово на слоги, развитие мелкой моторики.
Описание. К планшету прикрепляются «звуковички» в соотвествии с заданным словом и делят его на слоги.
Дидактические игры и задания для формирования лексико – грамматического строя речи:
Игры-загадки
Цель. Расширение словаря прилагательных, развитие мелкой моторики.
Описание. Педагог загадывает животное, называя его признаки. Ребенок должен отыскать картинку с изображением загаданного животного и на планшете из «звуковичков составить схему к угаданному слову. Если выбор верный, ребенок прикрепляет ротик –улыбку, а если нет то уголки губ опущены вниз.
Дидактические игры и задания для формирования связной речи:
Игра «Составление предложений»
Цель. Развивать связную речь и логическое мышление, развитие мелкой моторики.
Описание. На планшет прикрепляют «звуковичков» в соответствии с заданным словом и составляют предложения с этими словами. Надо составить как можно больше предложений с этими словами. Например: медведь, карандаш, озеро. Медведь уронил карандаш в озере. Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который купается в озере.
Дидактические игры и задания для формирования познавательных процессов:
Игра «Найди ошибку?»
Цель. Развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов, развитие мелкой моторики.
Описание. На планшете прикреплены «звуковички» в соответствии с заданным словом, но один «звуковичок» не соответствует данному слову, нужно найти ошибку и объяснить почему.
Игровое упражнение «Составь слово из слогов»
Цель: закрепление навыка деления слов на слоги и навыка послогового чтения, развитие мелкой моторики.
На планшетах выкладываются схемы слов «звуковичками». Затем предлагается назвать количество слогов в словах, определить, какое слово самое длинное, а какое — самое короткое.
Попова Юлия Александровна,
учитель-логопед МАДОУ №2
«Лучики» комбинированного вида