Логопедическое пособие «Звуковички»

Перед современной логопедией стоит актуальная задача — совершенствовать не только практические методы и приемы по устранению и предупреждению нарушений речи, но и уметь предупреждать и устранять вторичные отклонения.

Поиск новых игр и методических приемов в условиях нашего детского сада был направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка.

В современной логопедии накоплен большой практический материал, включающий описание игр, пособий, упражнений (В.И. Селиверстов, Н.В. Серебрякова, Г.Г. Мисаренко, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина). Но в условиях большой информационной насыщенности обычные логопедические занятия нередко становятся скучными и непривлекательными. Ребенок ждет чего-то яркого, неординарного, привлекающего внимание. У детей надо сформировать интерес к занятиям, включить в работу все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. Поэтому игры и пособия, используемые логопедом, должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Формировать положительную мотивацию к занятиям.
  2. Создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.
  3. Моделировать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

В процессе работы над реализацией поставленных задач было разработано логопедическое пособие «Звуковички», которое используется мной при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР II уровня и ОНР III уровня). Опыт показывает, что данное пособие достаточно эффективно.

Логопедическое пособие «Звуковички» могут использовать логопеды и педагоги на индивидуальных, фронтальных и подгрупповых занятиях.

Описание пособия «Звуковички»

Данное логопедическое пособие направлено на:

  • формирование фонематических представлений,
  • грамматических категорий,
  • автоматизацию или уточнение произношения,
  • развитие познавательных процессов,
  • развитие мелкой моторики рук,
  • коррекцию речи дошкольников,
  • формирование пассивного и активного словаря.

Само пособие «Звуковички» представляет собой планшеты – ковролины.

Пособие Звуковички

Мягкие меховых шариков разного цвета (красного, синего, зелёного), прикрепленные к ним шляпки, глазки. Остальные атрибуты прикрепляются в зависимости от звука.

Пособие

На каждом шарике есть липкий кружок, на который прикрепляют камешек – звоночек и ротик, ковролиновые звуковые линейки.

Логопедическое пособие Звуковички

Задача ребенка – прикрепить «Звуковичков» к планшетам в соответствии с заданием.

Авторское логопедическое пособие Звуковички

Пособие может быть использовано для занятий с детьми 6-7 лет.

Звуковички удобны в использовании:

  • участвовать в игре может 1 ребенок, и группа детей;
  • «Звуковички» можно переносить и переставлять;
  • они объемны, но удобны для хранения;
  • дают возможность педагогу использовать различные дидактические игры, направленные на формирование словаря, грамматических категорий, автоматизацию или уточнение произношения, формирование фонематических представлений, развитие познавательных процессов, ориентировке в пространстве.

Игры, которые можно проводить с детьми с использованием пособия «Звуковички»

Дидактические игры и задания для формирования фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова:

Игра «Определи первый звук в слове»

Цель. Упражнять в выделении первого звука в слове.

Описание. Логопед раздает детям карточки, спрашивает у кого из них находится предмет, в названии которого есть заданный звук. Тот, кто правильно называет предмет, прикрепляет «звуковичка» на планшет для логопеда в соответствии с картинкой.

Игра «Найди свою картинку»

Цель. Дифференциация звуков в словах.

Описание. Детей делят на 2 группы. Одна группа подбирает картинки, например, на звук Л, другая на звук Р. Прикрепляют «звуковичка» на логопедический планшет в соответствии со звуком. Обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои звуки.

Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих – шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых звуков.

Игра «Раздели слово»

Цель. Формировать умение делить слово на слоги, развитие мелкой моторики.

Описание. К планшету прикрепляются «звуковички» в соотвествии с заданным словом и делят его на слоги.

Дидактические игры и задания для формирования лексико – грамматического строя речи:

Игры-загадки

Цель. Расширение словаря прилагательных, развитие мелкой моторики.

Описание. Педагог загадывает животное, называя его признаки. Ребенок должен отыскать картинку с изображением загаданного животного и на планшете из «звуковичков составить схему к угаданному слову. Если выбор верный, ребенок прикрепляет ротик –улыбку, а если нет то уголки губ опущены вниз.

Дидактические игры и задания для формирования связной речи:

Игра «Составление предложений»

Цель. Развивать связную речь и логическое мышление, развитие мелкой моторики.

Описание. На планшет прикрепляют «звуковичков» в соответствии с заданным словом и составляют предложения с этими словами. Надо составить как можно больше предложений с этими словами. Например: медведь, карандаш, озеро. Медведь уронил карандаш в озере. Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который купается в озере.

Дидактические игры и задания для формирования познавательных процессов:

Игра «Найди ошибку?»

Цель. Развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов, развитие мелкой моторики.

Описание. На планшете прикреплены «звуковички» в соответствии с заданным словом, но один «звуковичок» не соответствует данному слову, нужно найти ошибку и объяснить почему.

Игровое упражнение «Составь слово из слогов»

Цель: закрепление навыка деления слов на слоги и навыка послогового чтения, развитие мелкой моторики.

На планшетах выкладываются схемы слов «звуковичками». Затем предлагается назвать количество слогов в словах, определить, какое слово самое длинное, а какое — самое короткое.

Попова Юлия Александровна,
учитель-логопед МАДОУ №2
«Лучики» комбинированного вида

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.