Аннотация: В статье, написанной в научно-популярном жанре, показано, как познавательная и развивающая игра влияет на успешное интеллектуальное и нравственное развитие дошкольника и младшего школьника. В игре дети учатся ставить цели, преодолевать трудности, учатся владеть собой, соблюдать правила поведения, быть дисциплинированными и организованными. В статье содержится множество конкретных примеров, взятых из педагогического опыта автора. Статья адресована педагогам и родителям, но будет полезной всем, кто имеет отношение к воспитанию детей.
Анализ видов деятельности детей, в которых происходит развитие младших школьников, позволяет сделать вывод, что той формой, которой они овладевают и которая может рассматривается в качестве основы общих умственных способностей, является наглядное моделирование и игра.
Познавательная игра — это средство первоначального обучения, усвоение детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Почти все, чем занимаются дети, они называют игрой.
На вопрос:
- Что ты делаешь?
- Я играю,- отвечает ребенок.
Это типичный ответ ребенка, обозначающий самые разнообразные его занятия: насыпание песка в ведерко, бросание мяча, приготовление кукольного обеда и так далее.
Таким образом, для ребенка игра — это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и потребности без оглядки на обязанность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные взрослым.
Для ребенка игра — средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир.
Игру можно рассматривать как одну из нетрадиционных методик обучения, где ребенок выступает как равноправный партнер. Огромное значение для детей логопатов в процессе обучения имеют развивающие игры.
Развивающие игры являются играми, основой которых служат следующие принципы:
- Совмещение элементов игры и учения и постепенный переход от игры-забавы через игры — задания к учебно-познавательной деятельности;
- Постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
- Повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
- Органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
- Единство обучающих и воспитательных воздействий.
Реализация этих принципов создают условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет большое значение и для его настоящей и будущей учебной деятельности, и для постоянной жизни в коллективе сверстников.
Развивающая игра — это не любое действие с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии, это специфическая полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и свои способы действия.
Цель развивающей игры всегда имеет два аспекта:
- Познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с окружающими предметами хотим ему передать;
- Воспитательный, включающий те способы сотрудничества, формы общения и отношения с другими людьми, которые следует прививать детям.
В обоих случаях цель развивающей игры должны формироваться не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.
В развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность) удается объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с другим не менее важным принципом творческой деятельности по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- во-первых, развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
- во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- в-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
- в-четвертых, развивающие игры могут быть разнообразными по своему содержанию и, кроме того, как любые игры, они не терпят принуждения и создает атмосферу свободного и радостного творчества.
Развивающие игры способствуют совершенствованию познавательных процессов и интеллектуальных качеств, таких, как:
- внимание, память, особенно зрительной памяти;
- умение находить зависимость и закономерности;
- классифицировать и систематизировать материал;
- способности к комбинированию, то есть умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов;
- умение находить ошибки и недостатки;
- пространственного представления и воображения;
- способности предвидеть результат своих действий.
Совокупность этих качеств, видимо, и составляет то, что называют сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом.
Во всех играх замысел реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.
Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, то есть то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.
Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение.
Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным. Это:
- игры, сближающие детей друг с другом и со взрослыми;
- игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка;
- игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия,
- развивающие восприятия цвета, формы, величины,
- формирующие целенаправленное внимание,
- развивающие речь, мышление и память.
К концу дошкольного возраста, то есть в подготовительной к школе группе преобладают игры, способствующие развитию интеллектуальных способностей и мелкой моторики руки. Это игры, которые учат ребенка описывать свойства предметов или признаки предметов, классифицировать предметы, т.е. находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы.
В старшем дошкольном возрасте уже нужно знакомить с отношениями между предметами и понятиями, например, типа род-вид.
Упражнения на изучения родо-видовых отношений можно проводить в виде игры с мячом. Это игры «Рыбы-птицы-звери», «Ягоды-цветы-деревья», «Одежда-мебель-посуда» и так далее.
Старших дошкольников с помощью взрослых необходимо знакомить с противоположным по значению понятиями, «день-ночь».
Дети могут подобрать пары слов противоположные по значению:
высокий-?,
грустный-? и т.д.
Необходимо предлагать игры, которые способствуют запоминанию пространственных и временных категорий: «Где игрушка», «Найди самое высокое дерево» и так далее.
Чтобы поддержать интерес к познавательным играм, детям можно предлагать варианты заданий, задания с усложнением. На занятиях детям можно предлагать загадки, кроссворды, учить самостоятельно, составлять их. В работе с детьми использовать доступные игрушки, наглядные пособия, схемы, дидактические игры и другой материал. Все задания должны быть доступны детям, они должны развивать умения наблюдать и различать, развивать речь, воображения и т.д.
Особое значение в подготовительной к школе группе необходимо придавать играм, способствующим развитию мелкой моторики рук. Чтобы лучше подготовить ребенка к школе, требуется постоянно тренировать координацию руки, сделать движения руки более уверенными, точными, тем более что ученые установили прямую коррегуляционную зависимость между развитием интеллектуальных способностей, речью и развитием мелкой моторики рук. Это игры: «Рисуй по образцу», «Дорисуй картинку», «Нарисуй, что назову» и т.д.
Очень важно следить, какой рукой рисует ребенок, как он работает с образцом, быстро или медленно проводит линии, отвлекается ли во время работы, сверяет ли свой рисунок с образцом. Если по окончанию игры он увидит свою ошибку, ему надо разрешить ее исправить. Эти и подобные им игры можно предлагать детям в детском саду как часть занятия и как самостоятельную игру, а также в семье для успешной подготовки к школе.
При переходе ребенка в школу меняется ведущий вид деятельности. Но игра еще преобладает в жизни ребенка. И для того, чтобы ребенок успешно учился, необходимо помочь ему в развитии его психических процессов, становлении психических функций.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта, восприятия и памяти. Это способствует возникновению рефлексии, которая, являясь новообразованием, преображает познавательную деятельность и характер отношений к другим людям и самому себе.
В начальной школе необходимо заложить основу знаний, формировать отношения к окружающему миру, следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать. Формированием этих качеств необходимо заниматься как можно раньше. Здесь и нужна помощь взрослых в лице учителя и родителей. Сравнивать и сопоставлять предметы, складывать разрезные картинки и геометрические фигуры, искать аналоги, составлять симметричные композиции должны учить не только учителя, но и родители.
Задания и игры, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей у младших школьников -это выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам, классификация предметов и явлений и т.д. Все эти игры и задания можно применять на уроках русского языка, математики, окружающего мира, а так же родителям во время занятий с детьми. Это игры «Лишнее число», «Ошибки невидимки», игра «Поиск», «Зашифрованное слово», «Что лишнее», «Поиск предметов по заданным признакам» и др.
Познавательные игры дают ребенку возможность в любой игровой форме познать новое. Игровой материал побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения, развития и для осуществления игрового замысла.
Чтобы игра действительно увлекала ребенка, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Он организует игру и направляет ее он помогает ребенку преодолевать затруднения, одобряет, поощряет и т. д. Совмещение взрослыми двух разных ролей- участника и организатора- важная отличительная особенность развивающей игры.
Таким образом, развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности дошкольника, а затем школьника и успешного его перехода к систематическому обучению в школе.
Чеботарева Лариса Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»,
РФ, город Губкин