В статье предложен практический материал по коррекции речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития. Нами представлены речевые правила, использование которых также является профилактикой заикания у детей. Правила рассчитаны на педагогов дошкольных учреждений и на самих детей, достигших соответствующего возраста. Могут быть рекомендованы логопедам, полезны учителям начальных классов. Простота и доступность изложения, а также практическая направленность материала делают его привлекательным и для родителей детей.
Использование правил речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития.
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.
В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов. В процессе комплексного обследования речевого развития детей, лишь у единиц определяется норма речевого развития. Нарушения развития речи затрудняют общение ребёнка, как со взрослыми так и со сверстниками. Это требует пристального внимания педагогов и родителей к проблеме речевого развития.
Важным элементом формирования и развития речи является речевое дыхание.
У детей с проблемами в речевом развитии речевое дыхание всегда нарушено:
- артикуляция вялая, смазанная;
- голос, как правило, тихий;
- темп речи неравномерный;
- гласные звуки «проглатываются, согласные «застревают».
Вследствие этого, возникает проблема, как обеспечить осознание и принятие ребёнком правил речи.
Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, то и правила речи должны быть игровыми — сказочными. Одним из основных условий для овладения этими правилами, для детей, является их наглядность и простота исполнения.
Подражание сказочным героям и активное участие в игровой ситуации должно способствовать быстрому усвоению и принятию детьми речевых правил, и, как следствие, развитию речевой коммуникации.
Совместно с детьми нами были разработаны «Сказочные правила речи». Каждое правило сопровождается соответствующим изображением сказочного персонажа.
Правила речи для детей
1. Прежде подумай — потом говори.
Сказать тебе нужно немало
Но с этим не надо спешить
Спокойно подумай сначала,
Потом начинай говорить.
2. Говорить в спокойном темпе.
Спокойно будем говорить
Не торопиться, не спешить
И станет наша речь красивой
И четкой, и неторопливой.
3. Говорить всегда на выдохе.
Всегда говорим мы
Когда выдыхаем
Как будь-то бы шарик
Мы ртом надуваем.
4. Говорить плавно и напевно.
Плавно, слитно льется речь
Так вода умеет течь.
5. В конце каждого предложения делай паузу.
Ты сказал – отдохни
И немножко помолчи
Воздух снова набери
Дальше плавно говори.
6. Длинные предложения дели на части.
Длинное предложение
Ты дели на части
Скажешь четко два – три слова
Вдох бери спокойно снова.
7. При разговоре спокойно смотри на собеседника.
Еж уверенно глядит на своих друзей
И на того с кем говорит -
Смотреть ему приятно.
Ты, как еж вперед гляди
Общаясь, взгляд не отводи.
Анализ работы с детьми по использованию правил речи показал, что игровые сказочные правила способствовали:
- Созданию заинтересованной, непринужденной обстановки.
- Повышению речевой мотивации детей.
- Благоприятному воздействию на все компоненты речи, развитию речевой коммуникации.
1) Тарасова Т.В.,
учитель-логопед
2) Поздеева Л.Л.,
воспитатель логопедической группы