Предметно-развивающая среда логопедической группы

Сегодня предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы) уделяется большое внимание. 20 июля 2011 года вышел приказ № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

И нам хочется рассказать о том, как организована предметно-развивающая среда в нашей разновозрастной логопедической группе №5 Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 141 ОАО РЖД».

Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями – сложный и многокомпонентный по структуре педагогический процесс и об этом не стоит забывать.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Предметное содержание среды, его пространственная организация составляют основу любой групповой комнаты и обеспечивают высокую степень вариативности.

Назначение среды зависит от специфики воспитательно-образовательного процесса.

По мнению учёных, социокультурное окружение и его предметная среда – мощный фактор детского развития. Такие педагоги, как С.Л. Новосёлова, О.В. Цаплина, определяли предметно-развивающую среду как средство педагогического воздействия, позволяющее добиться положительных изменений в развитии речевой деятельности.

Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий: развития, воспитания, обучения и предметно-развивающая среда помещений.

Предметно-развивающая среда логопедической группы

И мы уверены, что развитие речевых возможностей дошкольника возможно только в хорошо оснащённой логопедической группе.

Поэтому в нашей группе нет места строгому стилю: обои, шторы, игрушки, мебель – всё проникнуто теплом и уютом домашнего, дружелюбного мира, в котором ребёнок чувствует себя свободным.

Логопедическая работа в ДОУ включает в себя несколько направлений:

  • диагностика и коррекция дефектов речи у детей;
  • предупреждение вторичных нарушений речи;
  • коррекция и развитие психических функций, связанных с речью, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.

Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта воспитательно-образовательной работы — важнейшие задачи детского сада.

Поэтому структура предметно-развивающей среды группы определяется целями коррекционно-образовательной работы, подбором предметного содержания с учётом содержания основной общеобразовательной программы ДОУ, рабочей программы группы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов, а также взаимодействием педагогов: учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможности:

  • осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми;
  • организации, как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми;
  • созданию комфортности и безопасности: создание максимального эффекта домашней обстановки (мебель, световое оформление интерьера, шторы, игрушки и т.д.)
  • обеспечение богатствами сенсомоторных впечатлений.

Предметно-развивающая среда группы

Новые ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования, а именно:

- учебный блок заменяется, на блоки: образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

- увеличивается объем совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности;

- изменяется содержание понятий «совместная деятельность взрослого и детей» и «непосредственно образовательная деятельность».

Поэтому для совместной партнёрской деятельности взрослого и детей, свободной самостоятельной деятельности, мы создали «Центр сенсомоторного развития» с включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек – заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук ручейка, капающую сосульку, хруст снега; сенсорного мешочка и т.д.

Для обеспечения индивидуальной детской деятельности. Мы создаём ситуации занятости и увлечённости каждого ребёнка.

Для функциональности предметно-развивающей среды используем настольно – печатные игры, весёлые игротеки, логопедические рифмовки, пальчиковый театр с маленькими друзьями развивает у дошкольников речь, творческое воображение, конструктивное мышление, восприятие окружающей действительности.

Для обеспечения возможности реализовывать исследовательскую, экспериментально-познавательную деятельность у ребёнка должен быть выбор способа выполнения задания, возможность экспериментирования.

Например: для игры «Выложи букву» или «Найди букву» предлагается различный материал (проволока, шнурки, палочки, бумага, природный материал). При подведении итогов отмечаются положительные стороны каждого ребёнка.

В основе организации предметно-развивающей среды группы лежат следующие принципы:

  • Доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках.
  • Системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедической группы.
  • Интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
  • Здоровьесбережения: в группе проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей имеют регулирующиеся по высоте ножки, стены оклеены в пастельные светлые тона; для игр на полу имеются ковры.
  • Природосообразности, учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (1-я и 2-я группа), наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.
  • Мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из группы во время разнообразных видов деятельности.
  • Вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения).
  • Эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены.
  • Полифункциональности: предметно – развивающая среда группы открывает множество возможностей и в этом смысле многофункциональна.

Успешное преодоление нарушений звукопроизношения возможно при правильно организованной предметно-развивающей среде и при тесной взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателя, и единстве требований, предъявляемых к воспитанникам.

Задача формирования правильного звукопроизношения решается в течение всего дня, а упражнения на автоматизацию, дифференциацию тех или иных звуков включаются в различные режимные моменты.

Игра «Прятки с указанием пути».

Воспитатель в отсутствие детей прячет игрушки в разных местах группы с учётом предполагаемого местоположения ребёнка (впереди, сзади, слева, справа). Дети должны выбрать направление в поиске игрушки, назвать его и следовать по нему. Отыскав игрушку, нашедший ребёнок говорит, что и где нашёл [Я пошёл направо и нашёл куклу на полке.]

Дидактическая игра «Поймай и скажи».

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребёнок, поймавший мяч, возвращает его взрослому и называет какое-либо действие этого животного.

Например: кошка (что делает?) мяукает. Корова …

Игра многовариативна.

Игра «Найди недостающую деталь».

Дети садятся за столы. Перед ними набор карточек с изображёнными на них предметами.

Воспитатель: Помощь здесь нужна, ребята. Посмотрите все сюда.

Тут чего-то не хватает,

Тут деталька вот нужна. Помогите, помогите и

Деталь скорей верните.

Ребята играют в предложенную игру.

Таким образом, предметно-развивающая среда нашей логопедической группы способствует организации коррекционно-развивающего обучения и индивидуализации в соответствии с речевым дефектом ребёнка. А опыт работы с детьми 5 – 7 летнего возраста убеждает нас в том, что раннее обучение детей основам родного языка, когда у ребёнка ещё сохранено интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.

1. Туркина Наталья Владимировна,
учитель-логопед,
НДОУ «Детский сад № 141 ОАО «РЖД»,
город Пермь

2. Бурцева Елена Аркадьевна
воспитатель,
НДОУ «Детский сад № 141 ОАО «РЖД»,
город Пермь

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.